Вопрос: Изменились ли подходы к учету используемого автомобилями топлива в части его списания со счета 10 по мере фактического использования в связи со вступлением в силу НСБУ N 64?

Ответ: Полагаем, со счета 10, как и ранее, списывают стоимость топлива, фактически израсходованного при эксплуатации автомобилей.

Обоснование: До 01.01.2023 топливо, находящееся в баках автомобилей, предписывалось списывать при его фактическом расходе на эксплуатацию этих транспортных средств. При этом ГСМ на счете 10 «Материалы» следовало учитывать по видам ГСМ, местам хранения и материально ответственным лицам. Для учета топлива, полученного водителями на заправку автомобилей, в рабочем плане счетов к счету 10 мог быть открыт субсчет «Топливо в баках транспортных средств». То есть бак автомобиля рассматривался как место хранения топлива (п. 80, ч. 1 п. 82, ч. 1 п. 83 Инструкции N 133).

НСБУ N 64, который применяется с 01.01.2023, не содержит отдельных правил в отношении учета топлива, используемого автомобилями. Топливо поименовано лишь в качестве актива, относимого к запасам при соответствии определению данного термина (абз. 2 подп. 2.2 НСБУ N 64).

Каких-либо отдельных правил, регламентирующих момент списания со счета 10 материалов, НСБУ N 64 также не содержит. Из анализа норм п. 16 и 21 НСБУ N 64 можно сделать вывод о том, что списать следует использованные в организации материалы. При этом не уточняется, что считать использованием. Данный вопрос организация решает самостоятельно c применением профессионального суждения и учитывая особенности производственного (торгового) процесса, особенности использования материалов и т.д.

В общем случае представляется возможным списывать материалы как по мере передачи для использования, так и по мере фактического использования. Свое профессиональное суждение организация закрепляет в учетной политике (абз. 18 ст. 1, п. 4 и 5 ст. 9 Закона N 57-З).

В отношении топлива для автомобилей следует учесть особенности использования этих ресурсов. Так, организация на момент помещения топлива в бак транспортного средства, как правило, не может достоверно определить направление его использования. Автомобиль, даже эксплуатируемый в определенных целях, организация в зависимости от возникших обстоятельств может использовать и иначе. Кроме того, расход топлива нормируется. Возможен, например, его перерасход по вине водителя, что не является использованием в производственных целях. Расход топлива зависит от пройденного автомобилем расстояния, а также от других факторов, связанных с фактической эксплуатацией транспортного средства (место движения, температура воздуха и др.), и не может быть определен на момент помещения топлива в бак. Можно также отметить, что в значительном количестве ситуаций топливо приобретается на АЗС и помещается непосредственно в бак транспортного средства.

С учетом изложенного, полагаем, бак транспортного средства следует, как и ранее, признавать местом хранения топлива. Целесообразно закрепить это в учетной политике. Отметим, что организациям нужно вести учет материалов, в том числе топлива, в разрезе мест хранения и материально ответственных лиц (ч. 5 и 20 п. 16 Инструкции N 50; абз. 18 ст. 1, п. 4 ст. 9 Закона N 57-З).

Классифицируя бак как место хранения топлива, организация производит списание топлива по мере его фактического использования для эксплуатации автомобиля.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex