В настоящее время под ценником понимается бумажный или иной носитель, средство доведения до покупателя информации о товарах, продукции общественного питания и их ценах <*>. Однако 21.02.2019 вступает в силу новая редакция Правил продажи, в которой ряд изменений коснется требований к ценникам. В частности, претерпит корректировку само понятие ценника — им будет являться бумажный или иной визуально доступный для покупателей носитель информации, в том числе с электронным отображением информации, использованием грифельных досок, стендов, световых табло, используемый как средство доведения до покупателей информации о товарах, продукции общественного питания и их ценах <*>.

В материале будут рассмотрены как действующие нормы законодательства, так и будущие изменения.

Как и сейчас, цену товаров нужно будет указывать в белорусских рублях (иное может быть установлено актами законодательства). При предоставлении скидок информация об их размере доводится до покупателей в процентном отношении к установленной цене товаров либо в абсолютном выражении в денежных единицах (данное требование также не поменяется) <*>.

Установлена обязанность продавца обеспечить наличие ценников на товары с указанием наименования товаров, их сорта, массы и меры товаров, цены товаров за единицу массы, меры или единицу товаров, страны происхождения товаров, даты оформления ценника <*>. С 21.02.2019 в ценниках будет необходимо указывать наименование товара, сорт (при его наличии), количество, цену за единицу количества товаров или единицу товаров, страну изготовления товаров. По усмотрению продавца в ценнике можно будет отражать иную информацию <*>.

При проведении мероприятий, направленных на продвижение товаров (распродажи товаров, выставки-продажи товаров, предоставление скидок с цены товаров, другие мероприятия), допускается выделение ценника цветом, формой или другим способом. Исключение составляют товары, в целях стимулирования продажи которых проведение рекламных и иных подобных мероприятий запрещено <*>.

Если розничная торговля осуществляется в нестационарных торговых объектах, можно вместо ценников на отдельные товары выставлять перечень имеющихся в продаже товаров с указанием их наименования, цены товаров и страны происхождения. При этом работник продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, и печатью продавца, с указанием наименования, цены товаров и страны происхождения товаров, а также наименования и цены предоставляемых покупателю услуг <*>. Данная норма претерпит изменения и будет содержать указание на то, что подобный перечень будет допускаться при размещении пищевых продуктов в холодильном оборудовании, продаже товаров в киосках, палатках, неизолированных торговых объектах, автомагазинах, с использованием передвижных средств разносной торговли (торговые автоматы, тележки, лотки, корзины, иные приспособления) <*>.

При продаже швейных, верхних и бельевых трикотажных, корсетных, чулочно-носочных, меховых изделий, головных уборов, обуви, галантерейных товаров, печатной продукции методом самообслуживания единый ценник может не выставляться <*>. Этот перечень товаров будет расширен — помимо уже перечисленных в него войдут также канцелярские товары, игрушки и игры <*>.

В объектах общественного питания информацию о реализуемой продукции, товарах, об оказываемых услугах, скидках продавец доводит до сведения покупателя посредством меню, винной карты, ценников и другими способами, принятыми при оказании таких услуг. Данная норма останется неизменной <*>. Отдельно подчеркивается, что при наличии меню, винной карты дополнительное оформление ценников не требуется <*>. Также закреплено требование о том, что в магазинах, павильонах, автомагазинах, интернет-магазинах при указании цены пищевых продуктов, масса или объем которых составляет менее (более) 1 килограмма или 1 литра, за исключением товаров в определенном наборе, алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива, яйца, а также иных пищевых продуктов, масса или объем которых составляет менее 50 граммов или 50 миллилитров, продавец дополнительно к информации о цене товаров обязан прописывать на ценниках, в иных источниках информации о цене товаров, распространяемых неопределенному кругу лиц в таких торговых объектах, на сайтах этих интернет-магазинов, цену таких товаров за 1 килограмм или 1 литр <*>.

Из новой редакции Правил продажи исключена норма о том, что цена изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней указывается на этикетке либо отдельном ценнике, который крепится к этикетке или нити, соединяющей этикетку с данным изделием <*>.

Обратите внимание!
Нововведением является включение в Правила продажи нормы о том, что при комплектовании продавцом наборов товаров (комплект товаров) на ценнике комплекта товаров указывается цена за комплект, включающая цену всех товаров, входящих в такой комплект, в том числе цену потребительской упаковки. До сведения покупателей должна быть доведена также иная информация, предусмотренная Правилами продажи, по каждому наименованию товаров, включенных в комплект товаров <*>.