Потребитель, купивший товар ненадлежащего качества (далее — покупатель), вправе потребовать от продавца расторжения договора розничной купли-продажи и возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом некачественный товар необходимо вернуть продавцу <*>. Также у покупателя есть право вернуть качественный товар — при соблюдении определенных условий <*>. При возврате денег иногда возникают конфликты, связанные с поврежденной упаковкой товара, — продавцы предлагают выплатить сумму меньшую чем та, которая была уплачена при покупке. Разберемся, правомерны ли такие требования.

Возврат некачественного товара

Установлены сроки, в которые продавец обязан принять некачественный товар <*>:

— если гарантийный срок больше 2 лет — в течение установленного гарантийного срока;

— если установлен срок годности — в течение срока годности;

— если гарантийный срок меньше 2 лет или ни гарантийный срок, ни срок годности не установлены — в течение 2 лет после покупки товара (если более длительные сроки не установлены законодательством, ТР ТС, ТР ЕАЭС и (или) договором).

По общему правилу гарантийный срок исчисляется с момента передачи товара продавцом потребителю. Иное может быть предусмотрено законодательством, ТР ТС, ТР ЕАЭС или договором. Если момент передачи товара установить невозможно, этот срок исчисляется со дня изготовления товара <*>. Срок годности товара исчисляется с момента изготовления товара <*>.

При предъявлении требования о расторжении договора розничной купли-продажи и возврате денег продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у покупателя, а также:

— в случае необходимости — провести проверку качества товара;

— при возникновении между потребителем и продавцом спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения — провести экспертизу товара за свой счет в установленном порядке <*>.

Законом о защите прав потребителей установлено, что  при предъявлении рассматриваемого требования  покупатель по требованию и за счет продавца должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества, можно без потребительской упаковки <*>. При возврате уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств <*>. Таким образом, при возврате некачественного товара с поврежденной или отсутствующей упаковкой удерживать стоимость упаковки с покупателя нельзя.

Возврат качественного товара

Покупателю предоставлено право в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара (более длительный срок может установить продавец) в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом, возвратить товар надлежащего качества (или обменять его на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом) <*>.

Установлен Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату (к таким товарам относятся, к примеру, мебельные гарнитуры <*>. Следует отметить, что ряд товаров, входящих в Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, все-таки можно вернуть — но лишь при условии, что они  упакованы в герметичную (вакуумную) потребительскую упаковку, а также в потребительскую упаковку, обеспечивающую возможность установить, что товар не был в употреблении (например, игрушки, парфюмерно-косметические товары <*>.

Требование потребителя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца. В случае обмена либо возврата товара потребитель обязан возвратить товар в потребительской упаковке, если товар был продан в такой упаковке <*>. Соответственно, продавец не обязан принимать качественный товар, который продавался в упаковке, без такой упаковки или в упаковке, которая не позволяет установить, что товар не был в употреблении.

Следует учитывать, что при приеме обратно качественного товара от покупателя ему нужно вернуть именно уплаченную за товар денежную сумму — без каких-либо изъятий <*>.

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex