Татьяна Михайловна Протащик,
кандидат юридических наук,
судья Верховного Суда Республики Беларусь

Пленум Верховного Суда 29 марта 2018 г. обсудил судебную практику разрешения споров с участием таможенных органов. По результатам ее обобщения с целью обеспечить единообразное применение законодательства суды получили соответствующие разъяснения <*>.

Среди ключевых моментов выделим следующие.

1. Верховный Суд обратил внимание судов на основные, в том числе международные, законодательные акты, регулирующие правоотношения по делам с участием таможенных органов.

В мае 2014 г. подписанием Договора о ЕАЭС завершилась подготовка правовой основы для функционирования данного союза. Поэтому с 1 января 2018 г. в силу вступил новый Таможенный кодекс ЕАЭС (ТмК ЕАЭС),  призванный усовершенствовать систему таможенного администрирования.

ТмК ЕАЭС систематизировал и кодифицировал таможенное законодательство, отменив некоторые международные соглашения, не соответствовавшие правовой базе ЕАЭС, и включил часть их норм. Кроме того, модернизировал таможенную деятельность с учетом современного уровня развития информационных технологий.

Основным приоритетом ТмК ЕАЭС стало:

— электронное таможенное декларирование (около 5000 участников ВЭД подают декларации в электронном виде) и применение письменного декларирования только в определенных таможенным законодательством случаях;

— совершение таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации, автоматически информационными системами таможенных органов;

— подача таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнялась;

— создание механизма единого окна при совершении таможенных операций, в том числе связанных с прибытием, убытием и таможенным декларированием товаров;

— упрощение порядка и условий перемещения через таможенную границу ЕАЭС отдельных категорий товаров;

— сокращение срока выпуска товаров и т.д.

2. Верховный Суд обратил внимание на необходимость учитывать при рассмотрении споров с таможенными органами не только положения ТмК ЕАЭС, но и международные нормы. Нельзя также забывать, что некоторые моменты таможенного администрирования относятся к вопросам национального законодательства, регулирующего таможенные правоотношения.

3. Получили разъяснение вопросы подведомственности и подсудности судам общей юрисдикции споров с участием таможенных органов. Верховный Суд привел основные категории споров, которые могут выноситься на рассмотрение судов.

4. Определяется субъектный состав участников споров, а также порядок распределения бремени доказывания между лицами, участвующими в деле.

5. Делается акцент на необходимость максимально учитывать интересы граждан и хозяйствующих субъектов, презумпцию их добросовестности в гражданском обороте, дебюрократизировать подходы при рассмотрении споров.

6. Устанавливается форма и сроки обращения за судебной защитой, а также случаи, когда в одном производстве можно соединить несколько требований.

7. ТмК ЕАЭС изменил порядок таможенного декларирования, сделав акцент на быстрейшем прохождении товаров через таможенную границу. В связи с этим таможенные органы перешли к электронной форме декларирования. Следовательно, судам следует учитывать новый порядок подачи таможенной декларации и проводимые при ее проверке формы таможенного контроля. Нельзя также забывать о сроках таможенного контроля.

8. Существуют основные вопросы, которые суд обязан выяснить и оценить в процессе судебного разбирательства, связанного с вопросом правильности определения таможенной стоимости.

Самой актуальной проблемой в работе таможенных органов на протяжении долгого периода остается проблема недостоверного декларирования и занижения участниками ВЭД таможенной стоимости товаров. Реализация механизма контроля и корректировки таможенной стоимости товаров должна в первую очередь исключить для недобросовестных участников ВЭД возможность уклоняться от уплаты таможенных пошлин, налогов в полном объеме. Следствием этого станет пополнение бюджета.

Приоритетной задачей в работе таможенных органов выступает необходимость сформировать положительную практику рассмотрения судами споров о корректировке таможенной стоимости товаров.

9. Верховный Суд назвал факторы, которые судам следует учитывать, проверяя законность и обоснованность классификационного решения таможенного органа.

Верная классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД имеет важное значение. Она позволит применить надлежащие таможенные тарифы, что, в свою очередь, повлияет на объем подлежащих уплате таможенных платежей и на их своевременное поступление в бюджет.

10. Суды получили ответы на вопросы, связанные с необходимостью наложения таможенным органом ареста на товары до подачи иска в суд.

11. Раскрыт порядок, в котором реализуется право на обеспечение требований о взыскании таможенных платежей.

12. Верховный Суд очертил круг лиц, на которых можно возложить обязанность по внесению таможенных платежей в порядке и объеме, установленных таможенным законодательством.

В последнее время достаточно жестко обсуждается вопрос, можно ли возлагать налоговое обязательство на лицо, которое не является декларантом ввозимых товаров. Тем не менее ТмК и Налоговый кодекс четко указывают, кто именно обязан исполнить данное обязательство.

13. Не должно у судов остаться вопросов, связанных с порядком взыскания пеней за просрочку внесения таможенных платежей. Верховный Суд подробно разъяснил этот порядок.

14. Кроме того, отдельно рассмотрены сроки обращения в суд за взысканием таможенных и иных платежей, пеней и процентов.