Развитие информационных технологий, перевод нанимателем работников на дистанционную работу в настоящее время не всегда спасает от отсутствия работы. Может ли учитель остаться без работы, но при этом не быть уволенным, возможен ли простой в школе — разберемся в материале.

Что такое простой и возможен ли он в школе

⁠Как правило, простой ассоциируется с неким производством, поскольку временное отсутствие работы возникает по причине производственного или экономического характера (выход из строя оборудования, механизмов, отсутствие сырья, материалов, электроэнергии и пр.) <*>.

Вместе с тем, как показывает практика, временно остаться без работы может даже учитель школы, но причина тому — отсутствие детей там.

Если сравнивать образовательный процесс с производством, то причина простоя в школе действительно напоминает производственную.

Простой в школе может возникнуть в исключительном случае, когда количество педагогов значительно превышает количество учащихся либо последние вовсе отсутствуют. По своей сути это вынужденный простой, не зависящий от воли ни нанимателя, ни работника.

Однако, чтобы определить, произошел ли простой в школе, нужно установить, в чем заключается работа учителя. Ведь это не только обучение учащихся определенным предметам.

Кто такие педработники и что такое педнагрузка

Педработниками (педагогами) признаются лица, которые реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания, осуществляют научно-методическое обеспечение образования или осуществляют руководство образовательной деятельностью учреждения образования, его структурных подразделений (осуществляют педагогическую деятельность) <*>.

Обратите внимание!
Педагогическую деятельность могут осуществлять только физические лица на основании трудового или гражданско-правового договора, а также ИП, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность <*>.

Педнагрузка представляет собой объем педагогической деятельности отдельных педагогов и включает часы <*>:

— педагогической деятельности при реализации содержания образовательных программ, программ воспитания, регулируемой расписанием уроков (учебных занятий) в классах, специальных классах, учебных группах, группах, специальных группах, объединениях по интересам обучающихся, а также планами воспитательной работы;

— организационно-воспитательной работы;

— дополнительного контроля учебной деятельности учащихся.


Так, например, чтобы учитель в школе смог выполнить в учебном году организационно-воспитательную работу, для него устанавливается в среднем 5 часов в неделю на один класс (специальный класс) <*>.

А для определения оплачиваемых часов дополнительного контроля в школе на один класс учащихся I ступени общего среднего образования устанавливается в среднем 2 часа в неделю, на один класс учащихся II — III ступеней общего среднего образования — в среднем 2,5 часа в неделю.

При этом каждому учителю в зависимости от преподаваемых им учебных предметов устанавливается не менее 0,5 и не более 2 оплачиваемых часов в неделю из расчета на ставку, исходя из установленной нормы часов педагогической нагрузки (20 часов в неделю) <*>.

Таким образом, в недельную учебную нагрузку учителя помимо учебных предметных часов также входят часы организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся.⁠

Обратите внимание!
Руководитель учебного заведения ежегодно по состоянию на 1 сентября устанавливает перечень учебных предметов, учебных дисциплин, по которым должен осуществляться дополнительный контроль, а также распределяет объемы часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля между учителями (преподавателями). При этом учитываются виды организационно-воспитательной работы, уровень сложности, новизны применяемых форм контроля учебной деятельности учащихся <*>.

Фактическое выполнение организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля отражается учителем (преподавателем) в журнале аналогично записям о проведенных учебных занятиях <*>.

Какая работа возможна при отсутствии детей в школе

⁠Во время отсутствия детей в классе педнагрузка между учителями в школе может быть перераспределена и учитель сможет преподавать свой предмет в другом классе. Кроме того, учитель может выполнять другую работу в соответствии с его функциональными обязанностями (организационно-воспитательная работа и дополнительный контроль учебной деятельности учащихся). Однако на такую работу отводится не так много времени.

Кодекс об образовании лишь однажды упоминает о возможности получения образования в дистанционной форме, причем не ставит в зависимость возможность такого обучения от уровня образования, т.е. дистанционно можно обучаться и в школе. При этом дистанционное обучение определяется как вид заочной формы получения образования, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий <*>.⁠

На заметку
Правительством утверждены специальности, по которым не допускается получение образования в вечерней, заочной формах <*>.
Однако это касается среднего специального и высшего образования.

Но как дистанционное обучение может быть реализовано, как его организовать, в частности, в школе, законодательством не определено.

Таким образом, невозможность выполнения учителем своих функциональных обязанностей, невозможность перераспределить педнагрузку между учителями, а также отсутствие возможности дистанционного обучения — все это временное отсутствие работы у конкретного учителя в школе, что и является простоем.

В таком случае наниматель имеет право, к примеру, временно перевести работника на другую работу, в том числе в другую местность, а также к другому нанимателю <*>.

Письменное согласие работника на перевод в случае простоя не требуется <*>.⁠

Обратите внимание!
В отличие от временного перевода в связи с производственной необходимостью временный перевод в случае простоя должен производиться с учетом квалификации, должности служащего (профессии рабочего) <*>.

Однако данный вид перевода является правом, а не обязанностью нанимателя.

Оплата труда за время вынужденного простоя

⁠Возникает вопрос, как же тогда оплатить труд учителя при простое в случае, если он остается на работе.

По общему правилу в случае простоя действуют общие нормы ТК: при простое не по вине работника заработная плата не может быть ниже 2/3 установленных ему тарифной ставки (тарифного оклада), оклада <*>.

Вместе с тем Минобразования и Центральный комитет отраслевого профсоюза определили, что при наличии финансовых возможностей за время вынужденного простоя не по вине работника (отмена учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим показаниям и другим обстоятельствам) оплата производится в размере 100% установленной ему ставки (оклада) в порядке, определяемом коллективным договором. В случае выполнения работниками в этот период другой работы в соответствии с их функциональными обязанностями заработная плата выплачивается им в полном объеме <*>.⁠

Обратите внимание!
Сокращение классов, групп в течение учебного года, перевод учреждений дошкольного образования на режим работы, влекущий ухудшение условий трудового договора (контракта), сокращение рабочих мест допускаются только после предварительного согласования с соответствующим комитетом отраслевого профсоюза <*>.

Если же педработник не состоит в профсоюзной организации, на него не распространяются условия коллективного договора (соглашения), то в случае простоя действуют общие нормы ТК.

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса