Закупки за счет государственных денежных средств имеют нюансы. Четко определяя свои интересы, заказчик закупки может избежать неожиданных последствий. Каковы правовые основания закупки новых или бывших в употреблении товаров? Какие механизмы может использовать заказчик (организатор), составляющий требования к новому товару или бывшему в употреблении?

Практическая ситуация

Заказчик проводит процедуру государственной закупки. И тут выясняется, что в приглашении под описание характеристик товара, который является ее предметом, наряду с новыми, подходят товары, бывшие в употреблении. При этом заказчик должен обеспечить реализацию принципа эффективного расходования денежных средств. Сотрудники заказчика (организатора) либо члены сформированной им комиссии оказываются в непростой ситуации. Как быть с предложением, в котором участник предлагает товар, бывший в употреблении?

Право заказчика приобретать товары, бывшие в эксплуатации

Требования к описанию предмета государственной закупки содержит ст. 20 Закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (Закон о госзакупках). При этом одна из актуальных для заказчика задач — обеспечить эффективное расходование денежных средств <1>.

В связи с этим, в частности, в описании в числе прочего необходимо указать требуемые потребительские, технические и экономические показатели (характеристики) предмета государственной закупки.

Чтобы обеспечить добросовестную конкуренцию, заказчик должен руководствоваться всеми положениями ст. 20 Закона о госзакупках, а именно при описании требуемых показателей использовать характеристики, символы и термины в соответствии с техническими регламентами, техническими кодексами установившейся практики, стандартами, техническими условиями.

Обратите внимание
В Законе о госзакупках среди требований к предмету закупки непосредственно такой его характеристики, как бывший в эксплуатации или новый, нет.
Вместе с тем участники, подавая предложение, должны указать предусмотренные конкурсными документами, аукционными документами, запросом ценовых предложений (документация о закупке) сведения о предлагаемом товаре. В ином случае комиссии, исходя из норм Закона о госзакупках, придется отклонить предложение.

Заказчик в документации о закупке, в том числе проекте договора, может сделать специальную оговорку, что товар не должен быть в употреблении до момента поставки заказчику. В этом случае участник обязан обеспечить такое его свойство и тем или иным образом указать в предложении при описании предлагаемого товара, а также в заявлении о согласии с условиями проекта договора, предусматривающего новизну товара.

Если же вышеназванная оговорка, как и требования законодательства к товару отсутствуют, участники вправе предлагать любой товар, отвечающий заявленным показателям (характеристикам) предмета закупки.

Обобщая сказанное, следует обратить внимание, что заказчик при определенных условиях, в частности, при отсутствии требований законодательства и отсутствии специальной оговорки о приобретении нового предмета закупки, обязан допустить к процедуре государственной закупки участников, предлагающих товары, бывшие в употреблении. Но эти товары должны отвечать показателям (характеристикам) предмета закупки, а данные участников — требованиям к составу участников и их квалификационным данным.

Принцип эффективного использования бюджетных средств <2> их получателем (заказчиком в процедуре государственной закупки) означает обязанность решить поставленную задачу с использованием минимального объема бюджетных средств. Как вариант, нужно получить максимальный результат при объеме средств, которые определяет бюджет <3>.

С учетом вышеизложенного заказчикам следует тщательно проработать документацию о закупке и соответствующие условия договора на стадии проекта в части требований к качественным характеристикам товара.

Мнение

Заказчику нельзя забывать о необходимости достигнуть в результате приобретения предмета закупки определенных показателей своей деятельности. При этом не стоит упускать из виду целевые показатели, предусмотренные государственной программой <4>, в рамках которой осуществляется закупка.

Требования законодательства к новизне закупаемого товара

Продавец по договору купли-продажи обязан передать товар, качество которого отвечает его условиям. В договоре условие о качестве может отсутствовать. Это говорит о том, что ГК не относит данное условие к существенным. В таком случае продавец должен передать товар, пригодный для целей, для которых его обычно используют.

Вместе с тем согласно законодательству могут устанавливаться обязательные требования к качеству товара. Тогда продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, должен передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям (ст. 439 ГК).

В документации о закупке заказчик (организатор) может не указать среди характеристик товара то, что он должен быть новым. Однако, несмотря на это, участникам:
— следует учитывать, что существуют требования законодательства к качеству товара;
— нельзя игнорировать те положения документации о закупке, в том числе проекта договора, согласно которым приобретаемый товар должен отвечать требованиям технических нормативных правовых актов (ТНПА).

Так, в качестве примера можно привести ситуацию, когда заказчик желает приобрести средства индивидуальной защиты. В документации о закупке он указывает, что предлагаемый товар должен соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) <5>.

Согласно ч. 1 п. 1.2 разд. 1 этого документа его действие не зависит от страны происхождения и распространяется на средства индивидуальной защиты, не находившиеся в эксплуатации (новые). Следовательно, участник должен предложить к поставке именно новые средства, а не бывшие в употреблении.

О рассматриваемом требовании участникам процедур государственных закупок также нужно помнить, когда заказчик (организатор) запрашивает сертификаты или декларации, подтверждающие соответствие товара положениям ТНПА.

Например, параметры продукции легкой промышленности должны отвечать нормам технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011) <6>. В силу п. 4 ст. 1 данный регламент не распространяется на названную в нем продукцию, бывшую в употреблении.

Согласно п. 10 технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) <7> запрещается изготовление колесных транспортных средств из бывших в употреблении компонентов. Исключение составляют транспортные средства, которые изготавливаются для личного пользования.

Кроме того, предъявляемые заказчиком (организатором) требования к товару должны учитывать нормы специальных актов законодательства. В отдельных случаях тот или иной товар можно приобрести или использовать только новым, даже если нет требований к его сертификации или декларированию соответствия.

Как правило, такой подход обусловливает назначение товара. В качестве примера норм специальных актов законодательства можно привести:

— ст. 1 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», которая содержит определения капитального ремонта объекта строительства и текущего ремонта объекта. Указанные определения объединяет то, что при проведении этих работ следует использовать новые материалы;

— ч. 17 гл. 3 Республиканской программы оснащения современной техникой и оборудованием организаций агропромышленного комплекса, строительства, ремонта, модернизации производственных объектов этих организаций на 2011 — 2015 годы <8>. Данная программа ориентировала заказчиков (организаторов) процедур государственных закупок на использование принципиально новых транспортных средств.

Таким образом, некоторые специальные акты законодательства выступают правовой основой для обязанности участников процедуры государственной закупки предлагать лишь новый товар.

Если требуемые документы, подтверждающие состояние товара как нового (сертификаты качества, документы, подтверждающие дату выпуска в обращение, иное), отсутствуют, комиссии следует отклонить предложение участника как не соответствующее требованиям документации о закупке (за исключением случая, если по условиям проекта договора такие документы необходимо предоставить при поставке товара).

Нюансы решения приобрести товар, бывший в эксплуатации

Рассмотрим ситуацию, когда заказчик в документации о закупке все же допустил возможность предложить товар, бывший в эксплуатации. Требования к его качеству, предусмотренные ТНПА или специальным законодательством, отсутствуют.

Когда участник-победитель предлагает такой товар, заказчику стоит обратить внимание на условия приемки по качеству. В частности, приемка товара по качеству проводится, если это предусматривает договор либо договор и (или) акты законодательства устанавливают требования к качеству и (или) безопасности товара <9>.

Таким образом, заказчику следует учитывать положения п. 2 ст. 25 Закона о госзакупках и устанавливать в документации о закупке (проектах договоров) порядок приемки товара по качеству. При этом в проекте договора на основании п. 1 ст. 439 ГК необходимо отразить требования к качественным характеристикам товара.

Есть еще один нюанс решения заказчика приобрести товар, бывший в эксплуатации. Это специальные правила определения нормативного срока службы такого товара. Они касаются объектов основных средств.

В частности, предоставляется возможность установить нормативные сроки службы товара, который относится к основным средствам, вдвое ниже значений, приведенных в классификации амортизируемых основных средств. Для зданий, сооружений и передаточных устройств этот срок не может быть меньше трех лет. Для других объектов основных средств — не меньше двух лет <10>.

Выводы и рекомендации

При проведении государственных закупок заказчики должны неукоснительно соблюдать принцип эффективного расходования денежных средств. На эту обязанность иногда влияет, какой именно товар закупается — новый или бывший в употреблении, а также его показатели (характеристики).

У заказчика есть возможность заранее получить информацию о том, что предлагаемый участником товар был в употреблении, или не допустить такое предложение.

Для этого в документации о закупке и условиях договора следует детально описать требования к качеству. Среди них нужно предусмотреть условие обеспечить достижение заказчиком определенных показателей благодаря приобретению предмета закупки. Кроме того, целесообразно указать требования ТНПА, которым должен соответствовать предмет закупки.

Опубликовано в журнале «Промышленно-торговое право», 2017, № 2