Организации при покупке активов нередко несут затраты на доставку таковых собственным транспортом, не имея при этом отдельных транспортных подразделений. Какие из затрат следует распределять и каким образом, рассмотрим на конкретном примере.

Автомобиль производственного предприятия осуществляет в течение дня поездки, одновременно связанные: с доставкой давальческого сырья подрядчику; доставкой материалов и отдельных предметов для собственного производства; доставкой готовой продукции покупателю; приобретением основных средств. При этом может встать ряд вопросов. В частности: какие именно расходы необходимо распределять на стоимость приобретаемых материалов (в том числе отдельных предметов), основных средств в случае такой перевозки (топливо, амортизацию авто, зарплату работника (не водитель, специалист по снабжению или сбыту), отчисления от заработной платы, транспортный налог, ремонт автотранспорта, страхование обязательное и добровольное, техосмотр и т.п.)? в каком порядке это следует делать?

1. Какие расходы при доставке собственным транспортом можно отнести к расходам на доставку, а какие — нет

Первоначальная стоимость приобретенных основных средств определяется в сумме фактических затрат на их приобретение, в том числе иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, доставкой, установкой, монтажом основных средств и приведением их в состояние, пригодное для использования (п. 10 Инструкции N 26).

В свою очередь, первоначальной стоимостью приобретенных запасов, в том числе материалов и отдельных предметов, признается фактическая себестоимость, включающая стоимость запасов по ценам приобретения и другие затраты, непосредственно связанные с их приобретением, как то (п. 2, 7 Стандарта N 64):

— таможенные сборы, таможенные пошлины;

— транспортно-заготовительные затраты, в том числе затраты на погрузку запасов в транспортные средства и их доставку в организацию, не включенные в цену приобретения, затраты на хранение запасов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, в портах, на складах временного хранения;

— иные затраты, непосредственно связанные с приобретением запасов.

Таким образом, и Инструкция N 26, и Стандарт N 64 предусматривают, что затраты, непосредственно связанные с доставкой, образуют стоимость соответствующих активов.

В бухучете выполняются следующие записи:

Содержание операции Дебет Кредит
Отражены затраты на доставку основных средств 08 60 и др.
Отражены затраты на доставку материалов, отдельных предметов 10 60 и др.

Вместе с тем перечня таких затрат ни Инструкция N 26, ни Стандарт N 64, ни иные НПА не содержат. Поэтому, полагаем, организация может определить конкретный список таковых исходя из особенностей своей деятельности и используемых механизмов закупки. Соответствующий перечень целесообразно закрепить в ЛПА, например в учетной политике. Такой подход позволит упростить работу бухгалтерской службы при оприходовании активов. Если же этого не сделать, при каждой поставке таковых придется изучать все понесенные расходы на предмет отнесения к включаемым в фактическую себестоимость приобретаемых активов (абз. 18 ст. 1, п. 4, 5 ст. 9 Закона N 57-З).

По нашему мнению, к непосредственно связанным с доставкой затратам, которые включаются в стоимость конкретных активов, правильным будет отнести затраты, обусловленные данной доставкой. Например, затраты на топливо, заработную плату водителя и отчисления от нее, оплату дорог.

При этом затратами, непосредственно связанными с доставкой, полагаем, не будут считаться затраты, которые имеют место независимо от того, осуществляет или не осуществляет организация конкретную доставку. То есть это затраты, которые организация несет по умолчанию. Например, потому, что у нее в принципе есть автомобиль: затраты на его амортизацию, ремонт, страхование, техосмотр, транспортный налог. Зарплата специалиста по снабжению или сбыту и отчисления от нее тоже связаны не с конкретной доставкой, а в принципе с исполнением трудовых обязанностей. Приведенные расходы отражаются в бухгалтерском учете в общеустановленном порядке, предусмотренном для таких затрат.

2. Как распределить затраты на доставку между разными видами (наименованиями) активов

Ситуации, подобные рассматриваемой, когда организация одновременно совершает несколько операций на одном транспорте, довольно распространены. В таких случаях, чтобы понять, какую сумму отнести на увеличение стоимости материалов, а какую — показать на счетах учета затрат, нужно распределить всю сумму затрат. Как — решать организации, поскольку на этот счет законодательство не дает четких указаний. На практике обычно поступают так. Общую сумму расходов на доставку распределяют пропорционально какому-либо критерию, как то: покупная стоимость активов без НДС, их вес, объем, количество, а также любые другие приемлемые для организации показатели. Главное — соответствующий принцип и базу распределения зафиксировать в ЛПА, допустим в учетной политике (абз. 18 ст. 1, п. 1, 4, 5 ст. 9 Закона N 57-З).

Далее рассмотрим все вышесказанное на условном примере.

Пример

Организация в сентябре в течение одного дня (в рамках одного рейса) на собственном автомобиле осуществила доставку ТМЦ стоимостью 50 000 руб. без НДС, в том числе:

— материалов для собственного производства стоимостью 10 000 руб. — 20% от общей стоимости ТМЦ (10 000 руб. / 50 000 руб. x 100);

— отдельных предметов для использования в своей деятельности стоимостью 5000 руб. — 10% от общей стоимости (5000 руб. / 50 000 руб. x 100);

— готовой продукции покупателю стоимостью 15 000 руб. — 30% от общей стоимости (15 000 руб. / 50 000 руб. x 100);

— основных средств для производственных нужд стоимостью 20 000 руб. — 40% от общей стоимости (20 000 руб. /50 000 руб. x 100).

Затраты на доставку составили 940 руб., в том числе:

— затраты на топливо — 800 руб.;

— заработная плата водителя — 100 руб.;

— отчисления в ФСЗН от заработной платы водителя — 34 руб.;

— отчисления в Белгосстрах — 6 руб.

Согласно учетной политике при осуществлении в течение одного дня (в рамках рейса) на собственном автомобиле доставки, одновременно связанной с несколькими целями, затраты распределяются между этими целями пропорционально стоимости товаров, указанной в товарно-сопроводительных документах (без НДС). Материалы учитываются на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости приобретения.

Распределение затрат на доставку представим в таблице:

Цель доставки Удельный вес в общей стоимости ТМЦ, % Затраты на топливо, руб.

(итого гр. 3 x  гр. 2)

Заработная плата водителя, руб.

(итого гр. 4 x гр. 2)

Отчисления в ФСЗН от заработной платы водителя, руб.

(итого гр. 5 x гр. 2)

Отчисления в Белгосстрах, руб.

(итого гр. 6 x гр. 2)

1 2 3 4 5 6
Доставка материалов 20 160 20 6,80 1,20
Доставка отдельных предметов 10 80 10 3,40 0,60
Доставка готовой продукции 30 240 30 10,20 1,80
Доставка основных средств 40 320 40 13,60 2,40
Итого 100 800 100 34 6

Автомобиль организации закреплен за отделом сбыта. Затраты, сопряженные с его функционированием, аккумулируются на счете 44 «Расходы на реализацию». Амортизационные отчисления по автомобилю за сентябрь составили 1000 руб. Кроме того, в этом месяце выполнялся ремонт данного автомобиля на сумму 900 руб. силами сторонней организации.

Сумма транспортного налога, приходящаяся на сентябрь, — 25 руб.

В бухгалтерском учете организации надо выполнить следующие записи:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Доставка материалов
Отражена стоимость приобретенных материалов 10-1 60 10 000
Отражены затраты на доставку материалов в части затрат на топливо 10-1 10-3 160
Отражены затраты на доставку материалов в части затрат на заработную плату водителя 10-1 70 20
Отражены затраты на доставку материалов в части страховых взносов в ФСЗН от заработной платы водителя 10-1 69 6,8
Отражены затраты на доставку материалов в части страховых взносов в Белгосстрах от заработной платы водителя 10-1 76-2 1,2
Доставка отдельных предметов
Отражена стоимость приобретенных отдельных предметов 10-9 60 5000
Отражены затраты на доставку отдельных предметов в части затрат на топливо 10-9 10-3 80
Отражены затраты на доставку отдельных предметов в части затрат на заработную плату водителя 10-9 70 10
Отражены затраты на доставку отдельных предметов в части страховых взносов в ФСЗН от заработной платы водителя 10-9 69 3,4
Отражены затраты на доставку отдельных предметов в части страховых взносов в Белгосстрах от заработной платы водителя 10-9 76-2 0,6
Доставка готовой продукции
Отражены затраты на доставку готовой продукции в части затрат на топливо 44 10-3 240
Отражены затраты на доставку готовой продукции в части затрат на заработную плату водителя 44 70 30
Отражены затраты на доставку готовой продукции в части страховых взносов в ФСЗН от заработной платы водителя 44 69 10,2
Отражены затраты на доставку готовой продукции в части страховых взносов в Белгосстрах от заработной платы водителя 44 76-2 1,8
Доставка основных средств
Отражена стоимость приобретенных основных средств 08 60 20000
Отражены затраты на доставку основных средств в части затрат на топливо 08 10-3 320
Отражены затраты на доставку основных средств в части затрат на заработную плату водителя 08 70 40
Отражены затраты на доставку основных средств в части страховых взносов в ФСЗН от заработной платы водителя 08 69 13,6
Отражены затраты на доставку основных средств в части страховых взносов в Белгосстрах от заработной платы водителя 08 76-2 2,4
Прочие затраты
Отражено начисление амортизации автомобиля 44 02 1000
Отражены затраты на ремонт автомобиля 44 60 900
Отражена сумма транспортного налога, приходящаяся на сентябрь 2023 г. 44 68-1 25

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex