Вопрос: Работник пользуется корпоративной мобильной связью. Он является специалистом по продажам, работает с сайтом организации и отвечает за звонки. Из полученной детализации звонков видно, что он превысил предоставленный лимит выхода в интернет. При этом он выходил в интернет в выходные дни, в 4.00, в 1.00 и т.п. Можно ли в этом случае отнести на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли,  расходы на интернет?

Ответ: Безоговорочного ответа, который исключил бы налоговые риски, законодательство и практика не содержат.

По мнению автора, такие расходы возможно рассматривать в качестве затрат, учитываемых при налогообложении (далее — налоговые затраты), если из локального акта, которым устанавливается лимит пользования мобильной связью (сетью Интернет), следуют четкие правила отнесения пользования связью как служебной не только и не столько по времени, но по характеру контактов. В целом же лимитирование таких расходов не является требованием законодательства, поэтому отнесение «мобильных расходов» в состав налоговых затрат следует соотносить с возможностью фактического контроля за целевым (служебным) характером связи.

Как можно предположить из вопроса, услуги мобильной связи оказываются непосредственно организации-абоненту в рамках двустороннего договора. При этом фактическими пользователями услуг связи являются работники организации.

По общему правилу затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении (далее — затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)), представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете <1>.

Использование средств мобильной связи и интернет-ресурсов для решения производственных вопросов — несомненно часть производственных затрат организации, поэтому правовые основания для включения расходов на мобильную связь (Интернет) с учетом требований п. 2 ст. 130 НК в состав налоговых затрат в целом имеются.

Установление внутреннего контроля в виде лимита расходов (звонков) определяет только формальный признак — объем звонков, но не сущность — цель связи. Еще раз полагаем целесообразным обратить внимание, что законодательство — НК, не определяет необходимость установления какой-либо предельной величины рассматриваемых расходов.

Поэтому если в рамках установленного лимита, равно как и без его наличия, возможно с достаточной степенью уверенности определить производственный (служебный) характер осуществленных разговоров (контактов), то именно в этом случае налоговые риски будут минимальными. По мнению автора, могут быть применены организацией и учтены при осуществления налогового контроля:

расшифровка (детализация) мобильным оператором счета по каждому абонентскому номеру, в котором содержится информация о номерах абонентов, времени соединения и продолжительности звонков, другие сведения;

ежемесячная информация-отчет работника-пользователя корпоративной связи о произведенных в служебных интересах контактах с абонентами;

соответствие времени и характера контактов служебным обязанностям сотрудника, установленным в должностной инструкции, утвержденной в установленном порядке.

Необходимость в наличии такой информации устанавливается в локальном нормативном правовом акте.