Функционирование института административной преюдиции в уголовном праве поднимает пласт практических проблем в области материального и процессуального права. Одна из них определение начального периода времени, с которого будет исчисляться срок привлечения лица к административной ответственности. Этот основополагающий момент связан с тем, что при повторном совершении тождественного административного правонарушения лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, но только в конкретный период и если при этом оно привлекалось к административной ответственности.

Справочно
УК определяет, что уголовная ответственность за преступление, не представляющее большой общественной опасности, наступает, если деяние совершено в течение года после наложения административного или дисциплинарного взыскания за такое же нарушение <*>.

Постановка проблемы

Основная проблема состоит в том, что на практике применительно к административной преюдиции по-разному предлагается определять факт привлечения лица к административной ответственности: с момента вынесения постановления по административному делу либо с момента его вступления в законную силу.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении срока на обжалование (опротестование), если оно не было обжаловано (опротестовано) <*>. Жалоба (протест) может быть подана в течение 10 суток со дня <*>:

— объявления постановления;

— получения копии постановления (если лицо, в отношении которого оно вынесено, отсутствовало при рассмотрении дела);

— получения копии мотивировочной части постановления (при подаче заявления о составлении мотивировочной части).

В порядке исключения постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу с момента его вынесения:

— в случае, когда физлицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на применение к нему административного взыскания без составления протокола об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении в этом случае не составляется. Лицо, уполномоченное составлять протокол, выносит постановление о наложении административного взыскания в виде предупреждения, штрафа или депортации <*>;

— в случаях фиксации превышения скорости движения, нарушения правил остановки или стоянки транспортного средства работающими в автоматическом режиме спецтехсредствами. Протокол об административном правонарушении в этом случае также не составляется. Уполномоченное должностное лицо выносит постановление о наложении административного взыскания без участия лица, в отношении которого ведется административный процесс <*>.

Таким образом, в подавляющем большинстве случаев постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу с момента истечения срока на его обжалование (опротестование). Именно с этого периода лицо считается привлеченным к административной ответственности.

Аналогичная рекомендация содержится и в правовой литературе. Годичный срок предлагается исчислять со дня наложения административного взыскания, т.е. со дня вступления в законную силу вынесенного в порядке, установленном ПИКоАП, постановления о наложении административного взыскания. Согласно данному подходу повторное совершение такого же нарушения в промежуток времени между моментом вынесения постановления о наложении административного взыскания и днем вступления его в силу должно влечь именно административную ответственность, поскольку признак административной преюдиции еще не сформировался.

Однако на практике существует и иной подход, не согласовывающийся с предписаниями ПИКоАП. Так, Пленум Верховного Суда разъясняет, что преступные деяния, ответственность за которые установлена ч. 1 ст. 317-1 УК, характеризуются умышленной формой вины и могут выражаться в совершении любого из предусмотренных этой нормой альтернативных действий повторно в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения независимо от того, вступило постановление о наложении административного взыскания в законную силу или нет.

Применительно к данному разъяснению судьи Верховного Суда отметили, что эта позиция была безоговорочно воспринята правоприменителями и не критиковалась. Поэтому срок наложения административного взыскания следует исчислять со времени объявления постановления о привлечении лица к административной ответственности независимо от времени вступления его в силу.

Как видно, в данном случае Верховный Суд делает некое исключение из правила, установленного законом, и предлагает иной механизм определения годичного срока, в течение которого сохраняется возможность привлечения лица к уголовной ответственности с признаками состава преступления с административной преюдицией. При этом в иных разъяснениях Верховного Суда применительно к составам преступлений, в которых имеются признаки административной преюдиции, такой оговорки нет (например, постановления от 03.04.2008 № 1, от 28.09.2005 № 8, от 18.12.2003 № 13).

Понятие наложения административного взыскания

Есть сложности в толковании словосочетания, заложенного в ст. 32 УК, в которой указывается, что административная или дисциплинарная преюдиция имеет место, если деяние совершено в течение года после наложения административного или дисциплинарного взыскания за такое же нарушение. Что следует понимать под «наложением взыскания»?

Представим ситуацию, когда лицо в нарушение законодательства управляло транспортным средством, находясь в состоянии опьянения. По этому факту оно было привлечено к административной ответственности. Однако через два дня после этого лицо вновь управляло транспортным средством, находясь в состоянии опьянения. Согласно первому подходу такое лицо должно быть привлечено только к административной ответственности <*>, т.к. постановление о наложении административного взыскания не вступило в законную силу. Второй же подход, напротив, позволяет привлекать лицо именно к уголовной ответственности. При этом неважно, какая категория дел будет иметь место.

Анализ положений ПИКоАП позволяет говорить о том, что закон разделяет такие понятия, как «вступление в законную силу постановления о наложении административного взыскания» и «наложение административного взыскания».

Рассмотрев дело об административном правонарушении, суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, выносят постановление о наложении административного взыскания <*>. При этом постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела <*>. По ходатайству лица, в отношении которого оно вынесено, потерпевшего, их представителей, защитника им под расписку вручается копия постановления.

Иными словами, административное взыскание считается наложенным в момент вынесения постановления по административному делу. Буквально это означает, что административная преюдиция как признак состава преступления возникает со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания (при этом, безусловно, необходимо, чтобы в последующем указанное постановление вступило в законную силу).

Справочно
Такой подход видится некоторым авторам предпочтительным еще и потому, что в известных пределах соблюдаются интересы правонарушителя: срок действия преюдиции оканчивается ранее по сравнению с тем, если бы за начальную точку отсчета принимался момент вступления постановления в законную силу.

В этой ситуации есть одна немаловажная деталь, характеризующая коллизионность возникшей проблемы. Дело в том, что в данном случае не соблюдается принцип презумпции невиновности. Конституция четко оговаривает, что никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда <*>. Применительно к составам с административной преюдицией это конституционное положение означает, что предшествующие привлечению к уголовной ответственности административные нарушения могут подлежать уголовно-правовому учету лишь в случаях, когда они подтверждены вступившими в законную силу судебными актами о привлечении лица к административной ответственности за их совершение.

Означает ли сказанное, что если в ст. 26 Конституции речь идет только о презумпции невиновности в отношении лица, совершившего преступление, то применительно к правонарушению может иметь место иная ситуация. Буквально это так и есть, потому что согласно  ПИКоАП лицо не может быть привлечено к административной ответственности, пока в порядке, предусмотренном ПИКоАП, не будет установлена его виновность в совершении правонарушения, предусмотренного КоАП <*>. Как видно, в данном случае при совершении административного правонарушения лицо должно быть признано виновным в особом порядке и этот порядок не связан со вступлением в законную силу постановления правоприменительного органа. Заметим, что согласно УПК обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном УПК порядке и не будет установлена вступившим в законную силу приговором суда <*>. То есть при решении рассматриваемого вопроса применяется иной подход.

Вместо заключения

Сегодня общепризнанным принципом привлечения лица к ответственности во всех отраслях права является наличие вины – либо доказанной, либо презюмируемой, но опровержимой – как элемента субъективной стороны состава правонарушения. А всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно, т.е. предусмотрено непосредственно в законе. Однако с учетом близости преступлений и правонарушений, их публичного характера и т.д. формальные процедуры признания лица виновным в данных отраслях не должны существенным образом отличаться. Поэтому, если мы говорим о презумпции невиновности в административном праве, подход к этому основополагающему принципу должен быть созвучен уголовно-процессуальному и соответствовать конституционным положениям. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должно считаться невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Справочно
Заметим, что в России началом срока привлечения лица к административной ответственности является вступление в силу постановления о назначении административного наказания. Так, согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения года со дня окончания исполнения данного постановления.