Вопрос: При проведении электронного аукциона как процедуры госзакупок заказчик предусмотрел в аукционных документах требование об аукционном обеспечении. Может ли участник просить исключить данное требование, поскольку он намерен участвовать только по части (лоту), а обеспечение требуется по предмету, что создает финансовые сложности для участника, и что для этого требуется?

Ответ: Участник может обратиться к заказчику с таким предложением.

Обоснование: В соответствии с Законом N 419-З предусмотрено, что при проведении электронного аукциона может быть установлено требование о предоставлении аукционного обеспечения (п. 1 ст. 22, ст. 40 Закона N 419-З).

Согласно п. 1, 2 ст. 40 Закона N 419-З аукционным обеспечением могут быть банковская гарантия и (или) перечисление оператору электронной торговой площадки денежных средств (вид определяется участником), предоставляемые участником в качестве обеспечения исполнения обязательств о том, что:

участник, допущенный к торгам, примет в них участие, за исключением случая, когда начальная цена электронного аукциона определена с учетом размера префпоправки;

участник-победитель не уклонится от заключения договора;

участник-победитель не нарушит срока заключения договора;

участник-победитель предоставит обеспечение исполнения обязательств по договору, если такое требование установлено аукционными документами.

Если участник является бюджетной организацией, то для него требование о предоставлении аукционного обеспечения не устанавливается.

Пункт 2 ст. 40 Закона N 419-З предусматривает требования к размеру аукционного обеспечения, который не должен превышать 5% ориентировочной стоимости предмета госзакупки, указанной в аукционных документах.

Тем самым действительно независимо от распределения предмета госзакупки и его количества по частям (лотам) размер обеспечения привязан к ориентировочной стоимости предмета госзакупки (т.е. для всех частей (лотов)).

В свою очередь, в течение срока для подготовки и подачи предложений заказчик (организатор) вправе по собственной инициативе либо по запросу юр- или физлица, в том числе ИП, изменить и (или) дополнить аукционные документы до истечения срока для подготовки и подачи предложений, за исключением изменения предмета госзакупки и требований к предмету госзакупки, требований к участникам и увеличения размера аукционного обеспечения. При этом срок для подготовки и подачи предложений продлевается и должен составлять не менее 10 календарных дней, а при проведении повторного электронного аукциона или электронного аукциона в случае, если ориентировочная стоимость предмета госзакупки не превышает 3000 БВ, — не менее 5 рабочих дней со дня размещения таких изменений и (или) дополнений на электронной торговой площадке и в государственной информационно-аналитической системе (п. 4 ст. 39 Закона N 419-З).

Тем самым, если участник или потенциальный участник обратится к заказчику (организатору) с подобным предложением об исключении условий о предоставлении аукционного обеспечения и заказчик (организатор) посчитает это возможным (это его право, не обязанность), тогда он может внести изменения в аукционные документы и исключить данное условие. Если какие-то участники уже внесли аукционное обеспечение оператору электронной торговой площадки, то, полагаем, оптимальный вариант — отозвать поданное предложение, если оно подано, для целей применения абз. 2 п. 5 ст. 40 Закона N 419-З (возврат аукционного обеспечения), подав после внесения изменений в аукционные документы новое предложение (для которого уже обеспечение не требуется). Если предложение не подано, то с точки зрения Закона N 419-З могут быть применены основания для возврата аукционного обеспечения из п. 5 ст. 40 Закона N 419-З.

Если же заказчик (организатор) не согласится исключать условие об аукционном обеспечении, то для целей участия в процедуре госзакупки такое обеспечение необходимо предоставить.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex