Внешнее совместительство — выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у другого нанимателя на условиях другого трудового договора <*>.

Если работник по каким-либо причинам лишился основного места работы, то трудовые отношения по совместительству необходимо переоформить. Рассмотрим, как это сделать.

Увольнение работника

Основанием для увольнения внешнего совместителя в рассматриваемой ситуации является п. 2 ст. 350 ТК. Отметим, что по такому основанию расторгнуть можно трудовой договор любого вида (срочный, на неопределенный срок, контракт).

Если инициатором увольнения по п. 2 ст. 350 ТК и последующего приема на основное место работы выступает работник, то он пишет об этом нанимателю заявление. Если же наниматель предлагает работнику перейти к нему на основное место работы, то наниматель направляет работнику предложение. В рассматриваемой ситуации, как правило, с инициативой выступает работник.

Наниматель выражает свое согласие на увольнение и последующий прием работника на основное место работы резолюцией.

На основании заявления с резолюцией наниматель издает приказ (распоряжение) об увольнении, знакомит с ним работника под подпись. Далее при необходимости исчисляется компенсация за неиспользованный отпуск. Полный расчет с работником производится не позднее дня увольнения <*>.

Прием на работу

Несмотря на то что сотрудник уже работал у нанимателя, при приеме на работу от работника следует получить все необходимые документы (документ, удостоверяющий личность, документ об образовании и пр.) <*>. Отметим, что среди установленных документов нет заявления. Работника целесообразно попросить его написать, ведь оно включается в личное дело <*>. В заявлении следует указать желаемый режим работы, поскольку совместитель, становясь основным работником, вероятно, сможет работать полный рабочий день (смену) <*> либо, оставаясь работать на условиях неполного рабочего времени, предпочтет изменить время начала и окончания рабочего дня.

Также работник должен предъявить трудовую книжку, поскольку он принимается на работу не как совместитель, а как основной работник <*>. Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности работника <*>. В нее наниматель вносит запись о приеме на работу.

На заметку
Напомним, что запись о приеме на работу по совместительству вносится по желанию работника нанимателем по основному месту работы <*>. Если запись о приеме была внесена нанимателем по основной работе, потребуется внесение записи об увольнении с работы по совместительству. Однако к моменту увольнения с работы по совместительству место основной работы у работника уже отсутствует, следовательно, отсутствует и наниматель, имеющий право вносить записи в трудовую книжку. Вместе с тем наниматель, у которого работник работал по совместительству, практически сразу становится нанимателем по месту основной работы, поэтому полагаем, что данный наниматель может внести запись об увольнении в трудовую книжку.

После получения всех необходимых документов наниматель заключает с работником новый трудовой договор (контракт), в котором должно быть указано, что работа является основной, а также предусмотрен режим труда и отдыха, если он отличается от общих правил, установленных у нанимателя <*>. После этого наниматель издает приказ (распоряжение) о приеме на работу и знакомит с ним работника под подпись.

На заметку
В законодательстве нет прямого запрета на объединение приказов о приеме и увольнении. Они имеют одинаковые сроки хранения (75 лет) <*>, а в личное дело вшиваются не оригиналы, а их копии <*>. Вместе с тем, полагаем, объединять такие приказы нецелесообразно.

Далее наниматель при необходимости заводит личное дело на работника, проводит вводный инструктаж и т.п.

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex