Вопрос: Организация сдает в аренду оборудование, числящееся в составе основных средств. Как провести годовую инвентаризацию такого имущества?

Ответ: Арендодатель проводит инвентаризацию сданного в аренду оборудования путем составления инвентаризационной описи по форме 10-инв или самостоятельно разработанной и утвержденной форме с указанием документов, подтверждающих передачу такого имущества в аренду.

Обоснование: По договору аренды арендодатель обязан передать арендованное имущество арендатору. По истечении срока аренды арендатор возвращает арендованное имущество арендодателю (ч. 1 ст. 577 ГК).

В бухгалтерском учете арендодатель продолжает учитывать сданное в аренду имущество на своем балансе. В рассматриваемом случае — в составе основных средств ( п. 4 Инструкции по бухучету основных средств).

Перед составлением годовой отчетности организация обязана провести инвентаризацию активов и обязательств, которые числятся на балансе организации, независимо от их месторасположения (абз. 3 п. 2 ст. 13 Закона о бухучете и отчетности, п. 5 Инструкции N 180).

При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета. При этом фактическое наличие активов при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера (п. 1 ст. 13 Закона о бухучете и отчетности, п. 22 Инструкции N 180).

Поскольку сданное в аренду имущество физически отсутствует у арендодателя, его фактическое наличие подтверждается документами, которыми оформлена передача такого имущества.

Сведения о фактическом наличии активов записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые составляются не менее чем в двух экземплярах. В частности, данные об основных средствах, сданных в аренду, арендодатель отражает в инвентаризационной описи формы 10-инв. В то же время организация имеет право использовать самостоятельно разработанную и утвержденную форму (п. 23, 36 Инструкции N 180).

В описи арендодатель, кроме прочего, отражает (п. 36 Инструкции N 180, приложение 15 к Инструкции N 180):

— наименование организации-арендатора;

— сведения о документах, на основании которых имущество сдано в аренду;

— дату передачи имущества в аренду;

— место его хранения (адрес, где фактически находится имущество).

Фактические сведения отражают в описи после проверки всех документов по сдаче имущества в аренду.

Отметим, что фактическое наличие оборудования может также подтверждаться данными экземпляров инвентаризационных описей, поступивших от арендатора (п. 36 Инструкции N 180).

Таким образом, арендодатель должен провести инвентаризацию сданного в аренду оборудования, несмотря на фактическое его отсутствие. При этом составляется инвентаризационная опись по форме 10-инв или самостоятельно разработанной и утвержденной форме. В ней фактическое наличие сданного в аренду оборудования подтверждается документами, которыми оформлена передача такого имущества.

Напомним, что перед составлением годовой бухгалтерской отчетности провести инвентаризацию основных средств необходимо не ранее 1 ноября (п. 7 Инструкции N 180).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex