Антикризисный управляющий является одной из основных фигур процедуры экономической несостоятельности (банкротства). С момента назначения он получает доступ к имуществу должника, его расчетным счетам, документам по хозяйственной деятельности. Он управляет активами, распределяет денежные средства организации-банкрота. Во многом от его действий зависит размер погашенных требований кредиторов и достижение целей процедуры. И чем масштабнее цели, тем больше внимания необходимо уделять выбору кандидатуры управляющего при открытии процедуры банкротства.

В данной статье предлагаем рассмотреть правовые основы выбора и представления кандидатур управляющих, порядок представления и назначения, последствия непредставления кандидатур и факторы, влияющие на назначение той или иной кандидатуры.

Выдвижение кандидатуры управляющего для возбуждения дела о банкротстве

Правовой основой выдвижения кандидатуры управляющего является Закон о банкротстве. К лицам, имеющим право на подачу заявления о банкротстве, относятся непосредственно сам должник, кредитор (в том числе налоговые, таможенные органы, органы ФСЗН, другие госорганы, наделенные в соответствии с законодательными актами правом выносить решения (предписания, постановления) о взыскании (уплате) обязательных платежей), прокурор, представитель работников должника, орган государственного управления по делам о банкротстве, иные лица <*>.

Лицо, подавшее в экономический суд заявление о банкротстве должника, обязано представить не менее трех кандидатур управляющего <*>.

В отношении некоторых организаций, юрлиц и ИП, являющихся должниками в процедуре банкротства, кандидатуры управляющих предлагают суду не заявитель, а органы, перечисленные в ч. 1 ст. 64 Закона о банкротстве.

Кроме того, госорганы имеют более широкие полномочия представлять кандидатуры, чем заявители, так как имеют право ходатайствовать о выдвижении управляющих в отношении иных должников, не указанных в ч. 1 ст. 64 Закона о банкротстве <*>.

В случае, если кандидатуры управляющих не представлены экономическому суду до истечения срока для решения вопроса о принятии заявления о банкротстве должника, суд возвращает заявление <*>.

Суд также вправе возвратить заявление при представлении кандидатов, не соответствующих требованиям ст. 62 — 63 Закона о банкротстве либо отказавшихся от назначения до решения вопроса о принятии заявления и возбуждении производства по делу <*>.

Требования к кандидатуре управляющего

Установлены следующие требования к кандидатуре управляющего, влияющие на принятие заявления о банкротстве и возбуждение процедуры банкротства:

— наличие аттестата управляющего <*>;

— наличие аккредитации для управляющих, назначаемых в отношении градообразующей или приравненной к ней организации, государственной организации, а также юрлица или ИП, имеющих государственные и (или) международные заказы <*>;

— в некоторых случаях управляющий должен быть зарегистрирован как ИП или юрлицо <*>;

— наличие заключенного договора обязательного страхования гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих, являющихся юрлицами или ИП <*>;

— лицо, назначаемое управляющим, не вправе одновременно осуществлять права и обязанности управляющего более чем в одном производстве по делу о банкротстве «по полной процедуре» (в отношении которого открывается процедура защитного периода) <*>.

К факторам, влияющим на выбор судом той или иной кандидатуры, относятся следующие:

— управляющий должен пользоваться доверием суда, кредиторов и должника;

— управляющий не является заинтересованным лицом в отношении должника и (или) кредиторов;

— категория аттестата управляющего, в особенности по сложным процедурам, в отношении должников, владеющих большим комплексом имущества, имеющего работников;

— опыт работы в качестве управляющего, в том числе по аналогичным процедурам;

— место нахождения (место жительства) управляющего (преимуществом будет нахождение, близкое к месту нахождения должника, или готовность принять дело в указанной территориальной единице);

— количество дел о банкротстве, находящихся в производстве у управляющего, сроки их ведения и, как следствие, наличие сотрудников у управляющего, обеспечивающих ведение процедуры (управляющих, юристов, бухгалтера и т.д.);

— наличие фактов ненадлежащего исполнения управляющим своих обязанностей;

— мнение лиц, участвующих в деле.

Порядок представления кандидатур и назначения временного (антикризисного) управляющего

Лицо, подавшее в суд заявление о банкротстве, непосредственно в заявлении или в отдельном ходатайстве заявляет три кандидатуры управляющих с указанием основных данных: наименование, категория аттестата, наличие страхового полиса. Также могут быть указаны уровень квалификации, количество и сложность дел, опыт работы, наличие сотрудников.

После получения заявления суд извещает кандидатуры о времени и месте судебного заседания.

Управляющий выражает свое согласие на назначение или же отказ от назначения временным (антикризисным) управляющим в процедуре банкротства должника. Необходимо отметить, что суд не вправе назначить управляющего без его согласия на назначение. При этом кандидатуры управляющих вправе представлять не только лицо, подающее заявление о банкротстве, но и иные лица, участвующие в деле о банкротстве. Суд будет назначать управляющего исходя из всех представленных кандидатур.

Если заявителем или лицами, участвующими в деле, представлено несколько кандидатур, соответствующих установленным требованиям, суд вправе принять во внимание в том числе: категорию аттестата управляющего, опыт работы в качестве управляющего, место нахождения (место жительства) управляющего, количество дел о банкротстве, находящихся в производстве у управляющего, сроки их ведения, наличие фактов ненадлежащего исполнения управляющим своих обязанностей, мнение лиц, участвующих в деле <*>.

На практике поиск кандидатуры временного (антикризисного) управляющего и получение его согласия может оказаться более трудоемким процессом, чем подготовка заявления о банкротстве.

Универсального механизма получения гарантированного согласия управляющего не существует. Однако есть несколько алгоритмов, которые могут облегчить его поиск:

1. Единый государственный реестр сведений о банкротстве содержит сведения о всех аттестованных антикризисных управляющих, в том числе о дате регистрации и получении аттестата, категории аттестата, количестве дел, в том числе наличие дел по полной процедуре, контактные данные, готовность принять процедуру, территориальность осуществления деятельности.

2. Если заявление о банкротстве подается в отношении должника без активов или с небольшим количеством активов и в процедуре банкротства не предполагается сложных нестандартных моментов, целесообразно осуществлять поиск кандидатур среди управляющих, недавно получивших аттестат, не имеющих большого количества процедур.

3. В случае же если у должника большое количество активов, в том числе недвижимого имущества, в процедуре банкротства предполагается наличие нестандартных ситуаций, споров, оспаривание сделок и т.д., кандидатуру управляющего целесообразно выбирать из более опытных управляющих, имеющих опыт проведения таких процедур.

Таким образом, советуем при выборе кандидатуры управляющего исходить из особенностей возбуждаемой процедуры. Также рекомендуем обращать внимание на требуемый опыт (опыт в реализации движимого и недвижимого имущества, в том числе предприятия как имущественного комплекса, опыт работы с предприятиями-нерезидентами, взыскании дебиторской задолженности, в том числе с иностранных контрагентов и др.) и квалификацию управляющего. Все основные данные об управляющих содержатся в открытых информационных базах. Предлагая управляющему «взять» процедуру, необходимо осветить цели процедуры, сведения об активах должника, кредиторской задолженности и иные возможные особенности процедуры.