Практика расследования уголовных дел, связанных с получением и дачей взяток, показывает, что в большинстве случаев материальные ценности передаются не в личных интересах, а в пользу представляемых взяткодателями субъектов хозяйствования.

Ядро профилактической работы в сфере борьбы с коррупцией составляют национальные законы, основанные на традиционных для конкретных стран подходах к вопросам предупреждения коррупции, а также на нормах ратифицированных международных соглашений.

Как свидетельствует мировой опыт, обширные правовые запреты и ограничения, введение института гражданско-правовой и уголовной ответственности за коррупцию не единственно возможный способ предотвращения этого негативного социального явления. Все большую актуальность приобретает антикоррупционное просвещение, вовлечение в профилактическую работу гражданского общества, повышение культуры ведения бизнеса.

При этом отдельным направлением концепции корпоративной социальной ответственности становится обучение и повышение профессионализма персонала. Малоопытные сотрудники не должны выбирать взяточничество как наиболее простой путь налаживания деловых связей и продвижения интересов организации. Такая концепция позволяет работать на более широкую перспективу, чем краткосрочная прибыль.

Справочно
Концепция корпоративной социальной ответственности, или социальная ответственность бизнеса, предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также общества в целом.

Международная организация по стандартизации в 2016 году приняла специализированный международный стандарт ISO 37001:2016 «Системы менеджмента противодействия коррупции — требования и рекомендации по применению». Им руководствуются более 400 организаций по всему миру.

В правовой системе Беларуси его положения реализуются в СТБ ISO 37001-2020 «Системы менеджмента борьбы со взяточничеством. Требования и руководство по применению».

Справочно
Практическую пользу госстандартов, разработанных на основе международных документов, демонстрируют получившие широкое распространение в Беларуси СТБ ISO 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» и СТБ ISO 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования».

СТБ ISO 37001-2020 дает рекомендации по созданию, внедрению, поддержанию, пересмотру и совершенствованию системы антикоррупционного менеджмента (управления). Она, по сути, представляет собой комплекс профилактических мер.

Положения СТБ ISO 37001-2020 могут использовать организации государственной и частной формы собственности, включая некоммерческие, применять в виде самостоятельного комплекса или внедрять в общую систему менеджмента, разработанную в соответствии с СТБ ISO 9000-2015 и СТБ ISO 9001-2015, в том числе в управляемых компаниях. Это, несомненно, повысит эффективность противодействия коррупции.

СТБ ISO 37001-2020 предусматривает:

— полномочия и обязанности руководства организации по разработке системы противодействия коррупции;

— необходимость определения конкретных коррупционных рисков и их градации внутри организации и при взаимодействии с третьей стороной;

— внедрение в производственные процессы обязательной для исполнения политики по работе с коррупционными рисками;

— создание подразделения, ответственного за функционирование системы, или наделение полномочиями конкретных работников, а также возможность передавать эту работу третьей стороне (на аутсорсинг);

— обучение персонала и его защиту от преследования в случае информирования о случаях предполагаемого или фактического подкупа, создание условий для анонимного информирования.

Не менее важна установленная СТБ ISO 37001-2020 необходимость довести до сведения деловых партнеров информацию о действующей в организации антикоррупционной политике, а также включать в договоры обязательство не допускать подкуп и закреплять меры материальной ответственности контрагента за нарушение данного обязательства.

СТБ ISO 37001-2020 имеет достаточный профилактический потенциал и не противоречит законодательной регламентации деятельности комиссий по противодействию коррупции. Поэтому его могут применять организации некоммерческого госсектора, где создание таких комиссий обязательно. Кроме того, даже если госорган (организация) не примет СТБ ISO 37001-2020, отдельные положения данного документа можно использовать для разработки отраслевых методических рекомендаций по противодействию коррупции.

В справочном приложении к СТБ ISO 37001-2020 описываются примерные действия при внедрении в организации собственной системы антикоррупционного менеджмента. В условиях отсутствия на внутреннем рынке Республики Беларусь такого опыта эти положения имеют особую ценность. В то же время отсутствие опыта разработки систем противодействия коррупции сдерживает широкое внедрение СТБ ISO 37001-2020. Среди минусов можно также назвать сложность восприятия подаваемого в нем материала и отсутствие экономических выгод, позволяющих компенсировать понесенные расходы.

В любом случае решение о применении конкретных мер и способов их реализации остается за организацией. При этом важно, чтобы выбранные меры не противоречили требованиям законодательства. Например, СТБ ISO 37001-2020 предлагает предварительную проверку персонала, чтобы организация не наняла перспективного сотрудника, который на предыдущем месте работы ненадлежаще отзывался о ней. Однако трудовое законодательство Беларуси не содержит подобного основания для отказа в приеме на работу.

Законодательство в сфере борьбы с коррупцией достаточно динамичное направление правового регулирования. Оно сможет достичь поставленных целей, только если будет соответствовать социально-экономическому развитию общества, учитывать новые модели ведения бизнеса и формы взаимодействия государства с гражданами.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex