В правовой сфере, затрагивающей деятельность субъектов хозяйствования, произошло немало изменений, инициатором которых выступило Министерство антимонопольного развития и торговли (МАРТ). Министр ведомства Алексей Игоревич Богданов в интервью для портала ilex.by рассказал о последних новациях законодательства для производителей, торговли и сфер услуг. 

Алексей Игоревич Богданов

Министр Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь

 

— Алексей Игоревич, благодарю за возможность встретиться с Вами и получить ответы на вопросы, которые волнуют сегодня субъектов хозяйствования.

Прежде всего о каких новациях в основных нормативных правовых актах в сфере ценообразования нужно знать бизнесу? Как они повлияют на деятельность субъектов хозяйствования?

— К основным изменениям законодательства, затрагивающим значительное количество субъектов хозяйствования, вступившим в силу недавно, можно отнести нормы постановления Совмина от 08.06.2023 № 713(3) «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713» (далее – постановление № 713(3)).

Постановлением № 713(3) расширен перечень случаев, когда не требуется согласования отпускных цен производителями потребительских товаров при изменении наименования потребительского товара в связи с введением (изменением) технических нормативных правовых актов при сохранении отпускной цены и состава, включая применяемые материалы и компоненты.

Так, увеличен до 20% норматив рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены на новые товары, когда не требуется согласования отпускных цен на такие товары.

До 15% повышен предельный размер оптовых скидок, которые могут предоставлять импортеры, субъекты хозяйствования, осуществляющие хранение потребительских товаров из стабилизационных фондов, не являющиеся производителями таких товаров, заготовительные организации.

Для выравнивания экономической заинтересованности субъектов розничной торговли в отечественных и импортных товарах принята норма, по которой производители могут предоставлять оптовые скидки с отпускных цен на потребительские товары в размерах, не превышающих числовые значения указанных в приложении 1 к постановлению Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» (далее – постановление № 713, Перечень) предельных максимальных надбавок импортера по соответствующему товару. Например, оптовая скидка для производителей кондитерских изделий ограничена 40%.

На 10% повышена торговая надбавка на произведенные в Беларуси отдельные товары.

Если организация розничной торговли выступает и импортером (когда доход субъекта складывается исходя из надбавки импортера и торговой надбавки), на отдельные товары Перечня предельная надбавка импортера снижена на 10%.

Появилась ли у поставщиков возможность стимулировать продвижение товаров?

— Полагаю, что да. По крайней мере, такая возможность прописана в принятом постановлении МАРТ от 16.06.2023 № 39 «О предоставлении стимулирующих выплат» (далее – постановление № 39), оно вступило в силу с 14.07.2023.

Справочно
Постановлением № 713(3) внесены изменения в п. 15 постановления № 713, которыми субъектам, осуществляющим розничную торговлю, и поставщикам товаров при поставке потребительских товаров, произведенных в Республике Беларусь, и импортируемых непродовольственных потребительских товаров в организации розничной торговли запрещено установление в договорах, предусматривающих поставку товаров, возмездное оказание услуг, в иных гражданско-правовых договорах условий о предоставлении вознаграждений в связи с приобретением у поставщика определенного количества товаров, за оказание услуг по продвижению товаров и иных видов вознаграждений, за исключением:
комиссионного вознаграждения при реализации потребительских товаров в порядке, определенном в ч. 11 п. 11 указанного постановления;
стимулирующих выплат, случаи и порядок предоставления которых устанавливаются МАРТ, кроме таких выплат в отношении потребительских товаров, определенных МАРТ.

Здесь отмечу, что постановлением № 39 утверждено Положение о порядке предоставления стимулирующих выплат (далее – Положение), которым определен порядок предоставления стимулирующих выплат при поставке потребительских товаров, произведенных в Беларуси, и импортируемых непродовольственных потребительских товаров для реализации на внутреннем белорусском рынке.

Справочно
В частности, п. 3 Положения предусмотрено, что при поставке потребительских товаров субъекту розничной торговли поставщик потребительских товаров вправе предоставлять этому субъекту розничной торговли стимулирующие выплаты в следующих случаях:
— приобретение субъектом розничной торговли у поставщика потребительских товаров определенного объема потребительских товаров либо увеличение объема приобретаемых потребительских товаров, за исключением потребительских товаров, в отношении которых стимулирующие выплаты не предоставляются, по перечню согласно приложению к Положению;
— реализация субъектом розничной торговли потребительских товаров потребителям на условиях, определенных поставщиком этих потребительских товаров, предусматривающих проведение распродаж, проведение иных мероприятий, направленных на стимулирование продажи таких товаров (далее — условия поставщика), за исключением потребительских товаров, в отношении которых стимулирующие выплаты не предоставляются, по перечню согласно приложению к Положению;
— осуществление субъектом розничной торговли за свой счет доставки потребительских товаров от поставщика таких товаров до торгового объекта или склада этого субъекта розничной торговли;
— осуществление субъектом розничной торговли за свой счет ремонта и технического обслуживания непродовольственных потребительских товаров на условиях, определенных поставщиком этих потребительских товаров.

 Перечень потребительских товаров, в отношении которых предоставление стимулирующих выплат не допускается, определен в приложении к указанному Положению и в настоящее время включает только продовольственные потребительские товары (71 позиция).

— На Ваш взгляд, что сегодня важно учитывать субъектам розничной торговли для эффективной деятельности?

— Для субъектов торговли, осуществляющих розничную торговлю, в соответствии с п. 13 постановления № 713 введена обязанность разрабатывать и утверждать перечень товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте (далее – обязательный перечень товаров), требующий согласования с районным, городским исполкомом (кроме г. Минска), администрацией района г. Минска, государственным учреждением «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» по месту расположения торгового объекта.

Обязательные перечни товаров определены постановлением МАРТ от 25.10.2022 № 68 «Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 19 ноября 2020 г. № 74».

Справочно
Регламент административной процедуры, предусматривающий согласование субъектом торговли с местными исполнительными органами власти обязательных перечней товаров, утвержден постановлением МАРТ от 21.10.2022 № 63.

 Таким образом, сегодня субъекты розничной торговли обязаны иметь для торгового объекта два перечня:

— разработанный и утвержденный ими ассортиментный перечень товаров;

— разработанный и утвержденный ими и согласованный с уполномоченным органом обязательный перечень товаров.

— Алексей Игоревич, как изменения в сфере антимонопольного регулирования помогли упростить административные процедуры?

— Мы скорректировали регламенты административных процедур в области противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции.

МАРТ принято постановление от 22.06.2023 № 44 «Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 31 января 2022 г. № 11».

Названным документом предусмотрены изменения в формы заявлений к Регламентам административных процедур по подпунктам 2.3.1 и 2.9.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совмина от 24.09.2021 № 548 (далее – единый перечень).

Так, ранее представляемые заинтересованными лицами сведения об основных потребителях и поставщиках товаров (работ, услуг) и сырья (материалов), о возможности организационного и (или) территориального обособления структурных подразделений, о наличии (отсутствии) тесной технологической взаимосвязи структурных подразделений, о предметной специализации структурных подразделений, о наличии (отсутствии) разграничения сфер деятельности структурных подразделений в рамках узкой предметной специализации больше не требуют представления их в качестве отдельного документа. Достаточным будет лишь отражение информации о данных сведениях в соответствующей строке формы заявления на осуществление административной процедуры.

Кроме того, в Регламентах административных процедур по подпунктам 2.8.1, 2.8.2 и 2.8.4 единого перечня был уточнен список лиц, в отношении которых предоставляются копии бухгалтерского баланса (реорганизуемые организации, учредители создаваемых холдингов, ассоциаций, союзов, государственных объединений и учредители создаваемых коммерческих организаций, организации, акции (доли в уставном фонде) которых приобретаются).

Принятое постановление вступило в силу 09.07.2023.

Эти нововведения внедрены для оптимизации административных процедур (сокращения перечня представляемых документов), что позволит упростить процедуру подачи для заинтересованных лиц.

— Если говорить о сфере бытовых услуг, что изменилось в правилах регулирования этой отрасли?

— Действительно, произошли изменения в правоприменительной практике в сфере бытового обслуживания. Постановлением Совмина от 23.03.2023 № 202 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. № 1590» внесены изменения, в том числе в ч. 2 п. 38 Правил бытового обслуживания потребителей, утвержденных постановлением Совмина от 14.12.2004 № 1590.

Так, в настоящее время хозяйствующий субъект при невозможности реализации изготовленного изделия в течение шести месяцев вправе не только сдать изделие на утилизацию, но и использовать его в предпринимательской деятельности по своему усмотрению (например, сдать в аренду). Отмечу, от хозяйствующих субъектов в МАРТ поступали предложения о внесении изменений в данную норму для возможности использования изготовленного изделия в своей предпринимательской деятельности. Полагаю, новация позволит субъекту хозяйствования эффективнее вести свою деятельность.

Справочно
В предыдущей редакции в случае уклонения потребителя от приемки изделия исполнитель мог после направления предупреждения принять меры для его реализации, а в случае невозможности таковой – утилизировать данное изделие.

— Какие изменения произошли в правоприменительной деятельности МАРТ?

— Постановление № 713 разработано и принято по поручению Главы государства на основании комплексного подхода в сфере ценового регулирования.

По поручению Первого заместителя Премьер-министра Беларуси Николая Снопкова в МАРТ создана экспертная рабочая группа по взаимодействию в рамках реализации постановления № 713 (далее – рабочая группа). Рабочая группа проводит в том числе оценку эффективности действующей системы регулирования цен на потребительские товары в рамках постановления № 713 и вырабатывает предложения по ее совершенствованию. В рамках заседаний рабочей группы рассматриваются все поступающие предложения по корректировке норм постановления № 713 с учетом мнения государственных органов (организаций).

При этом отмечу, что анализ практики применения норм постановления № 713 осуществляется МАРТ на постоянной основе.

В настоящее время вырабатывается правоприменительная практика в сфере стимулирующих выплат при поставке для реализации на внутреннем рынке. По имеющейся в МАРТ информации, на данный момент приняли решение о предоставлении стимулирующих выплат и разработали соответствующие локальные правовые акты ряд производителей и импортеров непродовольственных потребительских товаров (фильтры для воды, удобрения, парфюмерно-косметические товары, отделочные материалы, посуда и др.).

Дать оценку влияния предоставляемых стимулирующих выплат на результаты финансово-хозяйственной деятельности этих субъектов хозяйствования пока не представляется возможным, поскольку соответствующие соглашения находятся еще на стадии подписания. Однако указанными субъектами хозяйствования отмечено, что существенного изменения результатов финансово-хозяйственной деятельности не произойдет, т.к. предприятия и ранее работали на таких условиях с организациями торговли.