В интервью с ilex.by глава Министерства антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов рассказал, как его ведомство контролирует и оценивает соблюдение субъектами предпринимательской деятельности основных НПА.

Алексей Игоревич Богданов

Министр Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь


– Алексей Игоревич, расскажите, каковы сегодня результаты по выявленным нарушениям? В каких отраслях больше всего наблюдается нарушений? Какие меры принимает МАРТ для их профилактики и устранения?

– При осуществлении контроля, в том числе за соблюдением законодательства о ценах и ценообразовании, МАРТ использует весь свой инструментарий, необходимый для получения оптимального эффекта в наиболее короткие сроки.

Прежде всего это контрольно-аналитические мероприятия. Они проводятся в рамках контроля за соблюдением законодательства о ценах и ценообразовании, а также по вопросам товарного обеспечения потребительского рынка.

За текущий период 2023 г. МАРТ провел такие мероприятия в отношении 3235 объектов (49,8% от числа объектов за весь 2022 г.), в том числе в форме мониторинга  в отношении 1587 объектов (41,5% к 2022 г.).

По результатам мониторингов субъектам хозяйствования выдано:

— 998 рекомендаций по устранению выявленных нарушений (56,9 % к 2022 г.);

— 348 предписаний о запрете реализации товаров с истекшими сроками годности (реализации) (88,8 % к 2022 г.).

Могу сказать, что все еще есть факты непринятия субъектами необходимых мер реагирования по выполнению полученных рекомендаций. Это подтверждает необходимость продолжения контроля за качеством принимаемых субъектами мер по устранению выявленных в ходе мониторингов нарушений и за сроками выполнения рекомендаций.

Одновременно в текущем году назначено 18 проверок субъектов хозяйствования, из которых на отчетную дату завершены 14.

К числу основных выявляемых нарушений можно отнести несоблюдение ассортиментных перечней товаров, а также их несоответствие требованиям законодательства, ненадлежащее оформление ценников либо их отсутствие, недоведение до сведения покупателей информации о продавце, а также товарах и их производителях и др.

Особое внимание МАРТ уделяет нарушениям, способным нанести вред здоровью потребителей: реализации товаров с истекшими сроками годности и несоблюдению условий хранения продуктов питания.

Также, являясь уполномоченным государственным органом по государственным закупкам, МАРТ рассматривает жалобы по процедурам в этой сфере.

Так, в 2022 г. комиссией МАРТ по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии по государственным закупкам и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки при осуществлении государственных закупок рассмотрено 211 жалоб по процедурам государственных закупок.

Порядка 38% жалоб признаны обоснованными полностью либо частично, 62% признаны необоснованными.

Справочно
Для сравнения: в 2021 г. 51% жалоб по процедурам госзакупок признаны обоснованными полностью либо частично, 49% – необоснованными.

Статистика показывает, что работа МАРТ по адвокатированию законодательства о государственных закупках приносит плоды.

Кроме того, в связи с рассмотрением жалоб по процедурам госзакупок в 2022 г. проведено 202 камеральные проверки. По их результатам составлено 85 актов камеральных проверок (выявлены нарушения), 115 справок камеральных проверок (нарушения отсутствуют). В отношении заказчиков (организаторов) вынесено 111 предписаний об устранении нарушений законодательства о государственных закупках.

Выявляемые нарушения не остаются безнаказанными. Так, за нарушения порядка проведения процедур госзакупок товаров (работ, услуг) в 2022 г. МАРТ в отношении 687 должностных лиц заказчиков (организаторов) составлены протоколы (вынесены постановления) о привлечении к административной ответственности по ст. 12.9 КоАП.

Для минимизации фактов нарушения законодательства о государственных закупках сотрудники управления госзакупок на системной основе участвуют в работе по обучению и повышению квалификации кадров. Так, в 2022 г. для специалистов проводились обучающие семинары Академией управления при Президенте, Республиканским институтом профессионального образования, Институтом бизнеса БГУ, информационными системами, в том числе ilex.

Кроме того, на официальном сайте МАРТ размещаются соответствующие разъяснения. Вопросы, связанные с проведением государственных закупок и закупок за счет собственных средств, постоянно освещаются в средствах массовой информации, официальном телеграм-канале управления государственных закупок «Государственные закупки».

– Как соблюдается субъектами законодательство о ценах?

– Постановлением Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» государственное ценовое регулирование установлено как в отношении субъектов торговли, так и в отношении производителей и импортеров. Соответственно, и контроль осуществляется МАРТ в отношении всех субъектов, подпадающих под действие данного постановления.

В целом по оперативным данным на 04.09.2023 в рамках контроля за ценовой ситуацией на потребительском рынке МАРТ:

— установлено 553 факта нарушения законодательства о ценах и ценообразовании (почти в 2 раза меньше, чем за весь 2022 г.);

— направлено 121 предписание об устранении нарушений;

— применены меры административной ответственности и профилактического характера в отношении 285 виновных лиц (46 процентов от 2022 г.);

— штрафные санкции по рассмотренным административным делам составили 741,9 тыс. рублей (1,6 млн руб. за весь прошлый год).

Основное нарушение, допускаемое субъектами розничной торговли, заключается в превышении предельных максимальных торговых надбавок.

Справочно
Штрафные санкции за данное нарушение исчисляются в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством.

– Еще одна «животрепещущая» отрасль для населения — рынок лекарств. Как сегодня ведомство оценивает и контролирует этот рынок?

– Несмотря на то что основным регулятором в сфере обращения лекарств является Министерство здравоохранения, рынок лекарств также на особом контроле в МАРТ.

С 14.07.2023 возобновилась регистрация предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, согласно Указу от 22.08.2018 № 345 «О регистрации цен на лекарственные средства».

Положение о порядке регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты и перечень лекарственных препаратов, предельные отпускные цены на которые подлежат регистрации, определены постановлением Совмина от 31.10.2018 № 776 «О регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства».

Постановлением МАРТ от 11.07.2023 № 45 утверждена Инструкция о методике расчета предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты (далее – Инструкция).

В рамках процедуры регистрации предельных отпускных цен МАРТ будет проверять рассчитанную в соответствии с Инструкцией держателем регистрационного удостоверения (уполномоченным им лицом) предельную отпускную цену и направлять в Минздрав согласование или отказ в согласовании предельной отпускной цены. Окончательное решение о регистрации цены – за Минздравом.

Также для принятия оперативных мер реагирования по конкретным фактам необоснованного роста цен на официальном сайте МАРТ размещена онлайн-анкета о росте цен на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения.

За период с 14.01.2021 (дата размещения онлайн-анкеты) по 08.09.2023 в МАРТ поступило 198 обращений (с 03.01.2023 по 08.09.2023 поступило 18 обращений) о росте цен на лекарственные препараты, в том числе 85 преимущественно касающихся лекарств иностранного производства, в рамках онлайн-анкетирования.

Факты, изложенные в обращениях, рассматриваются на предмет наличия (отсутствия) нарушений законодательства о ценообразовании.

Установленные факты нарушения носят единичный характер. В большинстве случаев субъекты хозяйствования соблюдают установленный законодательством порядок формирования и применения цен на лекарственные препараты. Кроме того, ежемесячно проводится выборочный мониторинг цен на отдельные группы лекарственных препаратов.

Справочно
По 24 торговым наименованиям лекарственных препаратов рост розничных цен 01.09.2023 по сравнению с 01.08.2023 составил от 0,34% до 64,34%.
Установленное превышение в основном вызвано изменением курса валюты и исключением лекарств из перечня регулируемых.
По 71 торговому наименованию лекарственных препаратов розничные цены в сентябре остались неизменными.
По 7 торговым наименованиям лекарственных препаратов установлено снижение цен в сентябре на 0,24 – 19,5% по сравнению с ценами, зафиксированными в августе.

– Как оценивает МАРТ прошедшую подготовку к новому учебному году и обеспечение школьными товарами в том числе жителей сельской местности? Какие нарушения выявлены на школьных базарах?

– МАРТ совместно с облисполкомами, Минским горисполкомом, концерном «Беллегпром» ежегодно принимает меры, направленные на максимальное удовлетворение покупательского спроса в школьном ассортименте одежды, обуви, кожгалантерейных изделий (ранцы, сумки ученические), в том числе за счет товаров отечественного производства.

Не стал исключением и нынешний сезон подготовки к новому учебному году. По всей республике с середины июля была организована расширенная продажа товаров для школьников. Проведены школьные базары (ярмарки), выставки-продажи, ярмарки выходного дня.

На школьных базарах ассортимент одежды и обуви представлен преимущественно за счет товаров отечественного производства.

В то же время многие виды канцелярских принадлежностей в республике не производятся: это карандаши черно-графитные и цветные, фломастеры, маркеры, ручки шариковые и гелевые, пишущие узлы, ластики, точилки и другие. В связи с этим для полного обеспечения покупательского спроса недостающий ассортимент товаров для школьников восполняется за счет импорта.

В объектах торговли проводились совместные с производителями и поставщиками мероприятия и акции по продаже товаров со скидками. Для стимулирования покупательской способности предлагались различные программы кредитования и рассрочки как за счет собственных средств, так и совместно с банками, в том числе с использованием различных банковских карт.

Для контроля за наличием в продаже ассортимента школьных товаров, соблюдением законодательства о торговле и анализа цен МАРТ в период с 11.08.2023 по 31.08.2023 проведены мониторинги и обследования 305 торговых объектов, реализующих товары школьного ассортимента, в том числе 15 ярмарок, 8 рынков.

Во всех посещенных торговых объектах в широком ассортименте представлены товары для детей разных возрастных категорий, а также канцелярские товары и рюкзаки (портфели школьные). Цены на них отличались широким диапазоном, способным удовлетворить спрос покупателей с различным уровнем доходов.

Вместе с тем в ходе контрольно-аналитических мероприятий установлены нарушения законодательства о торговле, выдано 83 рекомендации по устранению нарушений субъектам хозяйствования.

В отношении 18 субъектов выданы предписания о запрете реализации товаров (преимущественно канцелярских товаров с просроченными сроками годности).

По субъектам, у которых выявлены признаки возможных нарушений ценового законодательства, проведено дополнительное изучение документов по формированию цен. В адрес таких субъектов хозяйствования направлено 133 запроса, проанализировано 112 ответов. Установлено 15 фактов нарушений законодательства о ценах и ценообразовании, по которым применены меры административной ответственности.

Справочно
За нарушение установленных постановлением № 713 предельных надбавок ч. 2 ст. 13.2 КоАП на юридическое лицо предусмотрен штраф в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров, и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров по ценам, установленным в соответствии с законодательством.