На сегодняшний момент государства стремятся обеспечить условия для защиты окружающей среды. Одним из способов является внедрение «зеленых» закупок.

Согласно Нацплану действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь под «зелеными» закупками понимается система закупок (процесс), в которой потребности в товарах, работах, услугах рассматриваются с учетом соотношения цены и качества на протяжении всего их жизненного цикла и влияния на окружающую среду. Вопрос внедрения «зеленых» закупок актуален, поэтому давайте рассмотрим, как он реализуется в странах ЕАЭС.

Российская Федерация

В Российской Федерации выделен принцип контрактной системы в сфере закупок — стимулирование инноваций <*>, который ориентирован на развитие рынка и рыночных отношений посредством закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

Допускается использование в качестве критериев оценки заявок и предложений участников качественных
и экологических характеристик объекта закупки <*>. К примеру, в техническом задании могут быть указаны сведения о снижении, устранении, отсутствии загрязнений (в том числе светового), о мероприятиях, которые проводятся для предотвращения загрязнения окружающей среды, о ресурсосбережении, обращении с отходами, о мерах по защите окружающей среды. Также могут быть приведены показатели экологической безопасности (уровни шума, вибрации, иных физических воздействий), порядок охраны зеленых насаждений, нормативы санитарных и защитных зон и иные сведения, необходимые заказчику. При этом при описании экологических характеристик необходимо использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Пример
Заказчику необходимо заключить контракт на оказание услуг по стирке. Работник контрактной службы, описывая требования к экологической безопасности, может указать: «При оказании услуг по стирке необходимо соблюдать требования об охране окружающей среды и ГОСТ Р 52058-2003 «Государственный стандарт Российской Федерации. Услуги бытовые. Услуги прачечных. Общие технические условия». Экологическая безопасность услуги обеспечивается соблюдением требований охраны окружающей среды к территории, техническому состоянию и содержанию помещений, вентиляции, водоснабжению, канализации и другим факторам. Содержание загрязняющих веществ в сточных водах прачечных должно соответствовать общим требованиям СанПиН 2.1.2.2646-10.

Кроме того, в качестве особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, названным Федеральным законом установлено, что его результат — построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, соответствующий требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов <*>. Тем самым изначально при выборе подрядчика могут быть установлены соответствующие требования к результату.

В России используется так называемый контракт жизненного цикла, и при его заключении может быть использован такой критерий оценки заявки, как стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта <*>. В свою очередь, критерий стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта включает в себя расходы на закупку товара или выполнение работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока их службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта <*>. Расчет стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта производится с учетом Методических рекомендаций, утв. приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 N 567.

Случаи заключения контракта жизненного цикла установлены постановлением Правительства РФ
от 28.11.2013 N 1087.

Республика Казахстан

В законодательстве Республики Казахстан закреплен в качестве одного из принципов осуществления государственных закупок принцип приобретения инновационных и высокотехнологичных товаров, работ, услуг <*>. Тем самым обеспечивается экологическая политика и инновационное развитие экономики государства.

Помимо этого, для организаторов при проведении конкурсов установлена обязанность при определении участника, предлагающего наиболее качественный товар, работу, услугу, предусмотреть критерии, влияющие на конкурсное предложение, включая наличие у потенциального поставщика сертифицированной системы менеджмента качества в соответствии с требованиями национальных стандартов и (или) подтверждения соответствия стандарту экологической чистоты продукции в соответствии с законодательством Казахстана в области технического регулирования.

Кыргызская Республика

В отличие от приведенных подходов в Кыргызской Республике не следует каких-либо факультативных задач, которые были бы призваны решить государственные закупки. Но следует отметить, что в компетенцию уполномоченного государственного органа по государственным закупкам входит внедрение лучшей практики в систему государственных закупок <*>. Лучшая практика в данном случае может в равной степени касаться как процесса организации и проведения государственных закупок, так и подходов к приоритетам при их осуществлении.

Республика Армения

Закон Армении о закупках N ЗР-206-Н в целом можно охарактеризовать как регламентный, поскольку в нем предусмотрены формальные требования к процессу организации и проведения процедур закупок безотносительно к иным целям при их осуществлении.

***

Для нашей страны на сегодня в действующем законодательстве не сформирован приоритет инновационности. Между тем в новой редакции Закона о госзакупках, которая вступает в силу с 1 июля 2019 г., сформулирован новый для государственных закупок Республики Беларусь принцип – стимулирование инноваций <*>. Тем не менее каких-либо специальных норм и возможных путей реализации данного принципа в новой редакции Закона о госзакупках не содержится.

Полагаем целесообразным взять на вооружение подход России и Казахстана, где предусмотрен общий принцип осуществления государственных закупок — инновации и их внедрение, а также установить критерии, влияющие на предложения участников. К примеру, это может быть наличие у потенциального поставщика сертифицированной системы менеджмента качества в соответствии с требованиями национальных стандартов и (или) подтверждения соответствия стандарту экологической чистоты продукции. Наряду с этим следует учесть действие и применение не только национальных технических нормативных правовых актов, но и обязательных требований к безопасности продукции, процессов, установленных на уровне Таможенного союза и ЕАЭС.

Помимо этого, может быть предусмотрено заключение договора жизненного цикла, но очевидно по такому принципу, как это осуществлено в Российской Федерации, — в отношении определенных сфер и в определенных на уровне постановления Правительства Российской Федерации случаях заключения контракта жизненного цикла.

И очевидно в национальных условиях, поскольку в Республике Беларусь, помимо сферы государственных закупок, существуют и иные закупки, регулируемые государством (закупки за счет собственных средств и иные), для них также требуется установление требований при организации и проведении в части обеспечения реализации «зеленых» закупок.