Наверняка даже мало интересующиеся спортом люди на проблему, поставленную в названии статьи, ответят с твердым убеждением: конечно, нужны, что за вопрос?

Почему? Да потому, что само понятие «инвестиция» означает вклад (вложение) инвестором материальных, интеллектуальных и иных средств в определенные законодательством объекты человеческой деятельности. То есть схематично инвестицию можно обозначить следующим образом: субъект (инвестор) вкладывает средства в объект.

Да и такая международная организация, как ООН, очень определенно высказалась об этом в свое время: «…МОК с удовлетворением констатировал, что Международный день спорта на благо развития и мира (6 апреля), провозглашенный ГА ООН, используется Олимпийским движением для поощрения спорта и физической активности как инструмента социальных изменений: новый праздник содействует качественному физическому образованию для детей и молодежи и пропагандирует среди правительств необходимость инвестиций в спорт».

К сожалению, на тему инвестиций в спорте, об их правовом регулировании и перспективах среди правоведов практически никто не публикует научных статей, как в Республике Беларусь, так и за рубежом.

Не менее удивительно, что не все государства рассматривают инвестиции в спорт как вклад в будущее. Ведь только спортивная инфраструктура работает десятилетия. Это долгосрочные вложения.

А ведь мировая практика показывает, что:

— за последние пять лет профессиональный спорт привлек почти 70 млрд долларов инвестиций только в Северной Америке и Европе;

— связанный с пандемией дефицит ликвидности сделал команды и лиги более открытыми к инвестициям;

— переход с трансляций на стриминг, развитие цифрового опыта, внедрение онлайн-ставок и другие кардинальные изменения — все это меняет способы взаимодействия болельщиков с любимыми командами и игроками, а также процессы монетизации этого взаимодействия.

Увы, и действующее законодательство (белорусское, иностранное), и международное право пока не всегда четко отражают субъектный и объектный состав инвестиционного процесса, цели, задачи инвестиций, способы осуществления инвестиций, сферы их возможного вложения.

Так, белорусский Закон N 53-З содержит следующую дефиницию: инвестиции — это любое имущество и иные объекты гражданских прав, вкладываемые инвестором в целях получения прибыли и (или) достижения иного значимого результата, либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ч. 1 ст. 1).

В этом определении привлекательно и перспективно выглядят альтернативные цели инвестора: не только получение прибыли, а еще достижение иного значимого результата и иные цели. Но трудно обнаружить объекты для вложения инвестиций. Поэтому может возникнуть сомнение, относится ли спорт и физическая культура к числу объектов возможных инвестиций.

Помочь может толкование данного Закона N 53-З, где названы сферы, на которые не распространяется его действие, т.е. назван конкретный и исчерпывающий круг вложений, которые не относятся к инвестициям (ст. 2). Спорт и физическая культура и их объекты не значатся в этом списке, откуда вытекает, что они могут быть объектами инвестирования. Кроме того, достижение конкретным спортсменом, спортивным коллективом, спортивной организацией значимых спортивных результатов можно также расценивать в качестве цели для инвестирования. Подробности такого правового регулирования должны отражаться уже в спортивном законодательстве.

Да, к сожалению, только через такое не очень простое толкование можно это понять. К слову, спорт и физическая культура вообще не упоминаются в самом Законе N 53-З, что нельзя назвать правильным. На наш взгляд, целесообразно в Законе N 53-З дать примерный перечень сфер, отраслей экономики и иной человеческой деятельности, где инвестиции допустимы, желательны, необходимы. А детальное правовое регулирование порядка инвестирования нужно обеспечить через соответствующие профильные законодательные и иные правовые акты.

Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» несколько иначе определяет инвестиции: «инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».

Здесь, как видим, объекты для инвестирования, наоборот, представлены очень широко: «объекты предпринимательской и (или) иной деятельности». Что нужно понимать под иной деятельностью, сам Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» не отвечает. Но однозначно из этой дефиниции следует, что физическая культура и спорт охватываются им, поскольку имеют в своем распоряжении немало объектов и субъектов предпринимательской деятельности.

Нужно согласиться, что «…объекты инвестирования должны иметь денежную оценку. Кроме того, законом предполагается уже вариативность целей инвестора, где альтернативой получению прибыли выступает достижение положительного социального эффекта». И это прямо вытекает из определения инвестиций в Федеральном законе от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

То есть оба Закона об инвестициях (белорусский и российский) не препятствуют, а допускают возможность привлечения инвестиций в спорте и физической культуре. Остается надеяться на само законодательство о спорте.

Но белорусский Закон N 125-З вообще не упоминает такие термины, как «инвестиция», «интеллектуальная собственность», «экономика», и очень «скромно» говорит о спортивных сооружениях, о специальной спортивной подготовке. И это выглядит достаточно удивительно, если не странно.

И вот почему. Закон N 125-З устанавливает, что «…спортивная подготовка — комплексный, планируемый процесс подготовки спортсменов (команд спортсменов), направленный на совершенствование их спортивного мастерства и достижение спортивных результатов, включающий физическое воспитание спортсменов, участие в спортивных соревнованиях, а также материально-техническое, медицинское, научно-методическое и (или) иное обеспечение» (абз. 14 п. 1 ст. 1). Здесь не указано, что это еще, как правило, многолетний и затратный не только в материальном смысле процесс.

Логично сделать вывод: в зависимости от того, кто финансирует такую спортивную подготовку, т.е. инвестирует свои средства в нее, вправе рассчитывать на возникновение взаимных определенных обязательств у спортсмена, прошедшего такую подготовку.

В свою очередь, спортсмен, как физлицо, на подготовку которого затрачиваются колоссальные финансовые средства (государственные, личные и иные), добиваясь определенных спортивных результатов, тем самым осуществляет вклад (инвестицию) в соответствующий вид спорта, а в конечном итоге — в сам спорт, в экономику спорта и иные его составляющие.

Без такого нового подхода невозможно установить связь между произведенными затратами на подготовку спортсмена и его обязанностью принести свои спортивные результаты на пьедестал государства и общества. Теряется логический смысл в этой цепочке: государство (общество, федерация, спортивный клуб) вкладывает средства в спортсмена, чтобы он лично стал сильнее, быстрее, умнее, гибче и т.д. При этом у спортсмена не возникает никаких обязанностей и стимулов (материальных, моральных и др.) и интересов по отношению к своим инвесторам (спонсорам).

Внедрение правовых норм об инвестициях в общественные отношения, складывающиеся между спортсменом и лицами, которые финансируют его специализированную спортивную подготовку и даже переподготовку, придаст устойчивость, уверенность и обстоятельность этим отношениям, будет создавать почву для реального патриотизма.

Переходя к вопросу о субъектах инвестиций, необходимо отметить следующее.

Закон N 53-З называет достаточно обширный круг инвесторов:

— граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, в том числе ИП, а также юрлица Республики Беларусь, осуществляющие инвестиции на территории Республики Беларусь;

— иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие в Республике Беларусь, граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, иностранные и международные юрлица (организации, не являющиеся юрлицами), осуществляющие инвестиции на территории Республики Беларусь (ч. 2 ст. 1).

Применительно к физической культуре и спорту, на наш взгляд, достаточно в спортивном законодательстве прописать правовые нормы об инвестициях (что является инвестицией в спорте, кто может выступать инвестором, в каких формах и т.п.) либо прописать отсылочные нормы на Закон N 53-З. Для полноты и в Закон N 53-З следует внести коррективы с целью упоминания спорта и физической культуры.

Имеющиеся правовые нормы, регулирующие гражданско-правовые договоры о спортивной подготовке, уже не в полной мере отвечают требованиям времени, поскольку по своей сути только решают вопрос о компенсации произведенных затрат на подготовку соответствующих спортсменов (ст. 59-1 Закона N 125-З). Нужны же правовые нормы, создающие не только впечатление, но и уверенность, что сами спортсмены и даже их представители участвуют в инвестировании в спорт, при этом не только финансовыми средствами, но и самим фактом подготовки спортсмена и его возможного участия в спортивных соревнованиях соответствующего уровня.

В Федеральном законе от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» термины, связанные с инвестициями, также не наблюдаются.

Но в Федеральном законе от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» значительно больше правовых норм, посвященных спортивной подготовке, в том числе предусматривающих права и обязанности сторон, обязанности спортсменов по отношению к их так называемым инвесторам, вплоть до заключения соответствующего трудового договора.

К сожалению, и в выше названном законе все отношения по подготовке спортсменов также не носят инвестиционного характера.

Только в 2018 г. в белорусском Законе N 125-З появились правовые нормы о научно-методическом обеспечении спортивной подготовки как комплекса результатов путем использования научных методов и (или) результатов научных исследований и разработок (ст. 70-1).

Основным направлением научно-методического обеспечения является, как правило, медицинская сторона подготовки спортсменов. Поэтому и общую координацию научно-методического обеспечения спортивной подготовки на уровне Закона N 125-З поручено осуществлять подчиненной Минспорту организации, которая наряду с основной деятельностью осуществляет медицинскую деятельность в сфере физической культуры и спорта (ч. 1 п. 2 ст. 70-1).

Но научно-методическое сопровождение должно не в меньшей мере относиться также к антидопинговым мероприятиям, спортивной экипировке, правовому и финансовому обеспечению, обеспечению научной, учебной и научно-популярной литературой по физической культуре и спорту, а также иным направлениям.

По всем перечисленным и иным направлениям научно-методического обеспечения можно и нужно рассматривать возможность инвестирования и его правового регулирования на уровне законодательства, имея в виду в первую очередь внутренних, отечественных и только при необходимости, внешних и иностранных инвесторов.

Физкультурно-спортивные сооружения в белорусском Законе N 125-З не просто упоминаются, им посвящены правовые нормы многих статей, начиная с понятийного аппарата (абз. 36 п. 1 ст. 1) и заканчивая специальными нормами об этих сооружениях в ст. 66, 67.

Представляется, что уже в самом определении «физкультурно-спортивные сооружения — объекты, предназначенные для занятия физической культурой и спортом» не заложена перспектива, в том числе для привлечения инвестиций.

По нашему мнению, практически каждое физкультурно-спортивное сооружение является не просто сооружением, а целым комплексом строений, зданий, иных физкультурно-спортивных построек, предназначенных не только для проведения тренировок и спортивных мероприятий. В таком комплексе максимально должны размещаться стоянки (парковки) для автомобилей, помещения для игр и отдыха детей (спортсменов и иных лиц), для проведения банковских операций, для приема пищи и т.п. То есть такой комплекс должен быть максимально нацелен на привлечение инвестиций (не только финансовых, но и в широком смысле).

Нуждается в совершенствовании, по нашему мнению, и правовое регулирование финансирования физической культуры и спорта в нашей стране, по известному принципу переходя от общего к конкретному.

В белорусском Законе N 125-З можно встретить большое количество правовых норм о финансировании, а по своей сути об инвестировании:

принцип — финансирование физической культуры и спорта за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, создание условий для привлечения средств физических и юридических лиц для финансирования физической культуры и спорта (абз. 18 п. 3 ст. 9);

финансирование государственных программ развития физической культуры и спорта осуществляется в порядке, установленном законодательством, в пределах средств республиканского и (или) местных бюджетов, предусмотренных на эти цели, средств, полученных бюджетными организациями от осуществления приносящей доходы деятельности, и иных источников, не запрещенных законодательством (ч. 2 п. 2 ст. 10);

местные исполнительные и распорядительные органы создают условия для занятия населения физической культурой по месту жительства (п. 1 ст. 31);

для обеспечения права на занятие физической культурой местные исполнительные и распорядительные органы создают, финансируют городские, районные физкультурно-оздоровительные, спортивные центры (комбинаты, комплексы, центры физкультурно-оздоровительной работы), физкультурно-спортивные клубы (абз. 3 п. 2 ст. 31);

государство обеспечивает условия для развития спорта высших достижений посредством финансирования подготовки спортивного резерва, спортсменов высокого класса, установления международных связей с международными спортивными организациями, формирования национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта и обеспечения их подготовки, организации спортивных мероприятий на территории Республики Беларусь, обеспечения участия спортсменов Республики Беларусь в международных спортивных соревнованиях и иными способами (п. 1 ст. 53);

финансирование физической культуры и спорта осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, организаций физической культуры и спорта, безвозмездной (спонсорской) помощи и иных источников, не запрещенных законодательством (ст. 65), и др.

При этом можно отметить, что не все правовые нормы о финансировании согласуются между собой (например, нормы ст. 9 и 65 Закона N 125-З). Кроме того, бросаются в глаза как минимум два аспекта: общий и отсылочный характер норм о финансировании, а также доминирование государства в финансировании (инвестировании) спорта.

Общий характер правовых норм о финансировании выражается в отсутствии на уровне Закона N 125-З и других актов законодательства правовых норм, регулирующих:

— конкретный исчерпывающий перечень расходов на физическую культуру и спорт, финансируемых из республиканского бюджета и местных бюджетов, а также финансируемых общественными организациями (НОКом, спортивными федерациями, союзами и т.д.) и иными организациями. В Федеральном законе от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», например, схожие нормы имеются, хотя и не в полной мере;

— реализацию мер по предупреждению допинга в спорте и борьбе с ним в спортивных клубах, с членами спортивных сборных команд и в других спортивных организациях;

— возможность создания свободных спортивных зон (ССЗ) по аналогии с СЭЗ с преференциями для инвесторов в спорт;

— возможный потенциал использования государственно-частного партнерства в спорте и физической культуре;

— развитие национальной правовой системы регулирования, а также разрешение спортивных конфликтов и споров (государственные суды, третейские (арбитражные) специализированные суды, медиативные и иные альтернативные структуры), адаптация с мировыми стандартами в этой сфере (в том числе инвестиционных спортивных споров);

— обеспечение проведения научных исследований в сфере физической культуры и спорта, в том числе в области использования смежных прав, разработки спортивных изделий;

— использование для инвестиций в спорт современных цифровых и иных новых технологий;

— пропаганду и риски спортивного инвестирования и т.д.

Превалирование государства в механизме финансирования физической культуры и спорта, с одной стороны, выглядит правильным (наше государство объявлено социальным) и привлекательным (для социально не защищенных слоев населения и некоторых иных категорий). С другой стороны, максимальное финансирование спорта и физической культуры за счет бюджетов породило и продолжает порождать отрицательные факторы, тормозящие развитие самого спорта. Это иждивенчество, отсутствие целеустремленности (в смысле достижения высоких результатов в спорте), отсутствие самостоятельности и нежелание рисковать при принятии решений, недостаточность финансирования и т.п. Поэтому есть потребность в разумном сочетании государственного и частного инвестирования в спорт.

И еще имеются факторы, влияющие на инвестиции в спорте. Согласитесь, что «…очень важно получить инвестиции, но не менее важно правильно ими распорядиться.

Для того чтобы добиться эффективности вложений, необходимы:

— стабильность, определенность, безопасность в обществе;

— прозрачность, открытость, легитимность действий всех участников рынка;

— невмешательство государства в действия компаний-инвесторов, особенно тех, кто вкладывает инвестиции в детский спорт, массовый спорт, спорт инвалидов. И здесь необходимы налоговые льготы.

Роль государственных структур состоит в регулировании рынка путем создания условий, которые стимулировали бы развитие отечественной спортивной индустрии, инвестиции в спорт. Нужна национальная стратегия взаимоотношений бизнеса и власти, эффективный постоянный диалог между ними».

Эти слова не новы для нас, и их можно дополнить. Во всех сферах человеческой жизни, особенно инвестиционной деятельности, в том числе в спорте и физической культуре, взаимодействие, добрые отношения, мир не просто важны, а жизненно необходимы.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex