Расходы на топливо организации могут учесть при налогообложении прибыли в пределах норм.
Для целей налогового учета расходов на топливо организация должна документально подтвердить:
1. Приобретение топлива. Тип документов зависит от способа приобретения топлива:
Способ приобретения | Документы, подтверждающие приобретение топлива |
Безналичный расчет | Товарно-транспортная накладная, отчет по отпуску нефтепродуктов, товаров и услуг по топливным картам, справка-акт о реализации нефтепродуктов |
Наличный расчет | Авансовый отчет, кассовый чек АЗС, товарный чек |
По накладным топливо приобретают обычно предприятия, имеющие нефтесклады, стационарные и передвижные пункты заправки, производственные участки и прочие места хранения, специальные хранилища <1>.
По топливным картам можно приобретать топливо на АЗС как с использованием электронных денег, так и без них. При этом отчеты или справки-акты оформляются продавцами по самостоятельно разработанным формам <2>.
При приобретении топлива за наличный расчет подтверждающие документы должны содержать сведения, установленные в п. 37 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка от 29.03.2011 N 107.
2. Использование транспортного средства в предпринимательской деятельности организации и расходование топлива на эти цели.
Документы, подтверждающие | |
пробег транспортного средства | расходование топлива |
При коммерческих перевозках:
— путевые листы по утвержденным формам <*>. При перевозках для собственных нужд (по формам, разработанным организацией самостоятельно <**>): — либо путевые листы; — либо иные документы |
— либо накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе топлива;
— либо карточки учета расхода топлива за отчетный период <***>; — либо иные документы, разработанные организацией самостоятельно <**> |
При общей системе налогообложения, если транспортное средство используется организацией в предпринимательской деятельности организации, в том числе для производства и реализации товаров (работ, услуг), расходы на топливо включаются в состав затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль <3>.
При этом следует иметь в виду, что расходы на топливо подлежат нормированию. Стоимость топлива, израсходованного сверх норм, установленных в соответствии с законодательством, при налогообложении прибыли не учитывается <4>.
Виды норм расхода топлива
Нормирование установлено законодательством для определенных марок и моделей транспортного средства. Если на определенную марку транспортного средства нет установленной нормы, то применяются временные нормы <5>:
В случае когда нет установленной нормы на транспортное средство, которое эксплуатируется:
— за пределами Республики Беларусь;
— дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь,
то учет расхода топлива производится по временной норме до ее установления <6>.
Если организация применяет временную норму по истечении шести месяцев, то стоимость всего израсходованного топлива не учитывается в расчете при налогообложении прибыли <7>.
Для разработки норм расхода топлива организации следует обратиться с заявкой в РУП «БелНИИТ «Транстехника» (далее — Транстехника). Транстехника устанавливает для организации, подавшей заявку нормы расхода топлива, и передает эту норму в Минтранс на утверждение. После утверждения Минтрансом разработанная Транстехникой норма становится рекомендуемой и применяется всеми организациями <8>.
Рекомендуемые нормы в течение года при необходимости корректируются и далее устанавливаются в качестве обязательных <9>.
Повышения и понижения, применяемые к нормам расхода топлива
В зависимости от условий эксплуатации автомобиля применяются понижения и (или) повышения. Эти повышения (понижения) утверждаются приказом руководителя организации <10>.
При этом повышения и понижения применяются только к нормам, установленным Минтрансом <11>:
Организация обязана установить понижение к нормам, установленным Минтрансом в случаях <12>:
— эксплуатации транспорта на участках дорог с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием за пределами населенного пункта (за исключением учебной езды);
— использования дизельного топлива с присадкой FP-4000.
Во всех других случаях, кроме перечисленных выше, организация не обязана, но вправе применять понижение к нормам, установленным Минтрансом <13>.
Повышать нормы организация вправе только в некоторых случаях и до определенного размера. В частности, установлены следующие повышения <14>:
— повышение при эксплуатации транспорта в зимних условиях (при температуре окружающего воздуха ниже 0 °C);
— повышение при эксплуатации транспорта в городах (величина повышения устанавливается в зависимости от численности населения в городе);
— повышение с автоматической коробкой передач и др.
При необходимости организация может применить одновременно несколько повышений (понижений) нормы расхода топлива. В этом случае нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы или разности <15>.
Обратите внимание!
При использовании транспортного средства для выполнения международных автомобильных перевозок норма расхода топлива устанавливается организацией самостоятельно <16>.
НДС, предъявленный поставщиком топлива, принимается организацией к вычету на основании ЭСЧФ, полученного от поставщика и подписанного электронной цифровой подписью <17>.
По топливу, приобретенному с 1 июля 2016 г. на АЗС за наличный расчет, вычет суммы НДС возможен на основании полученного от продавца ЭСЧФ. Для реализации данной возможности организация вправе заявить в любой произвольной форме, не противоречащей законодательству Республики Беларусь, свое требование о выставлении в ее адрес ЭСЧФ. Продавец в таком случае должен создать и выставить в адрес организации ЭСЧФ в порядке, установленном законодательством <18>.
Обратите внимание!
Принятый ранее к вычету НДС по топливу, израсходованному сверх установленных норм или на нужды, не связанные с предпринимательской деятельностью организации, восстанавливать не нужно <19>.
При УСН ввиду установленного порядка исчисления данного налога расходы на топливо не учитываются, поскольку он уплачивается из валовой выручки, которая не подлежит уменьшению на сумму произведенных затрат <20>.