Вопрос: Договор поставки заключен между нерезидентом (поставщик) и резидентом (покупатель). Условия поставки EXW. Переход права собственности на товар поставлен в зависимость от оплаты товара покупателем (право собственности переходит с момента оплаты товара).

В ходе перевозки товар (груз) сгорел по вине перевозчика. На момент гибели товара он оплачен не был и, соответственно, находился в собственности поставщика.

Кто должен нести риск случайной гибели по договору поставки в период между заключением договора и полным его исполнением: покупатель или поставщик?

Кто вправе получить возмещение убытков от перевозчика в связи с утратой груза: поставщик, который был собственником товара на момент его гибели, или же покупатель?

Ответ: Согласно условиям поставки EXW риск случайной гибели товара в процессе перевозки несет покупатель. Полагаем, что и требовать возмещения убытков с может покупатель как лицо, состоящее с перевозчиком в договорных отношениях по перевозке груза.

Обоснование: В конкретном случае имеется два правоотношения:

1) поставка: между поставщиком и покупателем;

2) перевозка: между покупателем (получателем) и перевозчиком.

Основная обязанность поставщика (продавца) по договору поставки (купли-продажи) состоит в передаче имущества (вещь, товар) в собственность покупателя (п. 1, 5 ст. 424, ст. 476 ГК).

Под риском случайной гибели или случайного повреждения товара следует понимать то, что ни одна из сторон не несет ответственности за невозможность исполнения обязательства.

Согласно ГК и условиям поставки EXW после передачи товара перевозчику покупатель «приблизился» к тому, чтобы понести экономические потери на случай, если что-то произойдет с товаром (п. 2 ст. 428, п. 1 ст. 429 ГК).

По мнению автора, если продавец больше не владеет товаром, то, следовательно, больше не может защитить себя от указанных рисков. Поэтому закон справедливо переносит риск на покупателя до того, как он вступит во владение вещью (товаром).

Возвращаясь к обязанности поставщика (продавца) по договору поставки по передаче товара в собственность покупателя, то в связи с гибелью товара она уже не может быть им исполнена. Поэтому в случае гибели товара после его передачи перевозчику, поставщик (продавец) освобождается от своей обязанности по передаче покупателю товара в собственность (п. 1 ст. 429 ГК). Поставщик (продавец) не будет нести ответственность за неисполнение данного обязательства, и он не обязан предоставить покупателю замену товара. При этом поставщик (продавец) сохраняет свое право требовать от покупателя оплаты товара.

Переход риска случайной гибели товара к покупателю означает, что независимо от исполнения поставщиком (продавцом) своего обязательства по передаче товара в собственность покупателя, последний обязан уплатить поставщику (продавцу) за товар определенную денежную сумму (цену).

Поставщик (продавец) не несет ответственности за вину со стороны перевозчика, поскольку транспортировка не является его обязательством, поэтому ответственность за неправомерное поведение перевозчика не может быть на него возложена (ст. 374 ГК).

Таким образом, переход на покупателя риска случайной гибели товара означает, что на покупателя ложатся экономические убытки, то есть покупатель должен платить за товар, не получив ничего взамен.

Что касается перевозки, то, по мнению автора, в данном случае перевозчик должен отвечать за утрату (гибель) груза перед заказчиком перевозки (покупатель) в рамках договорной ответственности.

При международной перевозке груза перевозчик отвечает за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, произошедшее в промежуток между принятием груза к перевозке и его сдачей (п. 1 ст. 17 КДПГ).

Тот факт, что поставщик на момент утраты груза фактически являлся собственником товара (груза), сам по себе не означает, что у него есть право на иск о возмещении вреда, причиненного его имуществу (ст. 933 ГК).

Если допустить обратное, то получается, что поставщик может взыскать с перевозчика убытки в рамках обязательств вследствие причинения вреда, а покупатель может взыскать с перевозчика убытки, связанные с утратой груза, поскольку взыскание убытков в рамках обязательств вследствие причинения вреда не прекращает вытекающих из договора перевозки обязательств по возмещению убытков (ст. 14, 951 ГК).

Полагаем, такое недопустимо, поскольку перевозчик, по сути, будет нести двойную ответственность как перед поставщиком, так и перед покупателем в рамках договорной ответственности.

Следовательно, в конкретной ситуации требовать возмещения убытков в связи с утратой груза может покупатель как лицо, состоящее с перевозчиком в договорных отношениях по перевозке груза.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex