Вопрос: Возможен ли возврат денежных средств, перечисленных через Единое расчетное и информационное пространство (далее — ЕРИП), если да, то как?

Ответ: Да, возможен.

Обоснование: Правовые и организационные основы функционирования платежных систем в Республике Беларусь определены Законом N 164-З, который регулирует отношения, возникающие при оказании платежных услуг, и другие связанные с ними отношения.

В понимании Закона N 164-З ЕРИП по своей сути является платежной системой, оператором которой является ОАО «НКФО «Единое расчетное и информационное пространство» (п. 7 ст. 11).

Примечание
Платежная система — совокупность участников платежной системы, оператора платежной системы, платежных инструментов и (или) средств платежа, правил платежной системы, программно-технических и телекоммуникационных средств, обеспечивающих осуществление перевода денежных средств (электронных денег).

В соответствии с Законом N 164-З возможны отзыв и возврат платежа. Рассмотрим варианты:

1. Отзыв платежа. Из контекста определения безотзывности платежа следует, что до приобретения статуса безотзывности платеж может быть отозван. При этом момент наступления безотзывности платежа в платежной системе должен содержаться в правилах и процедурах функционирования платежной системы (подп. 2.3 п. 2 ст. 6 Закона N 164-З).

Справочно
С Правилами платежной системы ЕРИП можно ознакомиться на сайте НКФО ЕРИП. 

Так, наступление безотзывности совершенного в пользу производителя услуг платежа в платежной системе ЕРИП наступает (п. 90 Правил платежной системы ЕРИП):

— при наличии запрета на сторнирование совершенного платежа, определяемого сценариями оплаты услуг производителя услуг. В основном это касается оплаты услуг в режиме онлайн;

— по платежам, за исключением определенных подп. 90.1 п. 90 Правил платежной системы ЕРИП, — по окончании операционного дня расчетного агента.

Согласно форме анкеты-заявки на подключение к услуге АИС «Расчет» (приложение к Условиям участия в платежной системе ЕРИП (приложение 2 к Правилам платежной системы ЕРИП)) производитель услуг выбирает опцию разрешения либо запрета предоставления возможности плательщику отмены платежа.

При этом под сторнированием понимается отмена по инициативе плательщика ранее совершенного платежа (при наличии таковой возможности в платежной системе ЕРИП) с возвратом денежных средств плательщику (п. 47 приложения 1 к Правилам платежной системы ЕРИП).

Расчетный агент обязан в своих правилах (ЛПА) платежной системы определить возможность (невозможность) осуществления сторнирования платежей в пунктах совершения платежа, процедуры сторнирования плательщиком платежа в платежной системе ЕРИП и проинформировать об этом плательщика в установленном законодательством порядке (п. 85 Правил платежной системы ЕРИП).

Под расчетным агентом понимается расчетный центр платежной системы ЕРИП, предоставляющий потребителям (абонентам) необходимую информацию для осуществления ими платежей, осуществляющий расчетные операции и (или) обеспечивающий в пункте совершения платежей прием платежей (п. 38 приложения 1 к Правилам платежной системы ЕРИП). Иными словами, расчетный агент — это банк плательщика в ЕРИП.

Реестры оплаченных платежей формируются расчетными агентами в разрезе услуг и содержат совершенные плательщиками в течение предыдущего операционного дня платежной системы ЕРИП платежи.

Таким образом, исходя из Закона N 164-З и Правил платежной системы ЕРИП, отмена (сторнирование) платежа возможна, если она не запрещена производителем услуг (получателем платежа) до наступления безотзывности, т.е. до окончания операционного дня расчетного агента (банка плательщика). Информирование плательщика о возможности (невозможности) отмены (сторнирования) платежа вместе с определением в ЛПА процедуры отмены (сторнирования) платежа является обязанностью банка плательщика, занимающего в платежной системе ЕРИП место расчетного агента.

2. Возврат платежа. Данная процедура выполняется после того, когда платеж становится безотзывным.

Поставщик платежных услуг обязан обеспечить возможность возврата денежных средств (электронных денег) получателем денежных средств (электронных денег) в случаях, установленных п. 5 ст. 10 Закона N 164-З, когда:

денежные средства уплачены излишне;

платеж осуществлен ошибочно;

получатель платежа не исполнил обязательства, связанные с назначением платежа;

оплаченный товар возвращен продавцу (поставщику);

инициатива возврата исходит от плательщика с согласия получателя платежа;

инициатива возврата исходит от получателя платежа в случае невозможности исполнения (неисполнения) получателем платежа обязательств, связанных с назначением платежа;

в иных случаях, которые установлены законодательством, в том числе по платежам в бюджет (подп. 3.6 п. 3 ст. 10 Закона N 164-З).

Поставщик платежных услуг должен обеспечить возврат комиссионного вознаграждения, уплаченного по платежу плательщиком и (или) получателем платежа, в случае его возврата по причине ошибочно осуществленного платежа инициатором, отличным от указанных плательщика и (или) получателя платежа, а также в иных случаях, установленных правилами платежной системы.

Сроки возврата денежных средств (электронных денег, за исключением платежей в бюджет) в случаях, установленных ч. 1 п. 5 ст. 10 Закона N 164-З, устанавливаются законодательством и (или) платежным соглашением, и (или) договором, и (или) правилами платежной системы в зависимости от назначения платежа.

Возможность возврата денежных средств (электронных денег), указанная в абз. 1 ч. 1 п. 5 ст. 10 Закона N 164-З, должна быть обеспечена технически и (или) в виде информирования соответствующих субъектов платежных правоотношений (поставщиков платежных услуг) о порядке и (или) необходимости возврата денежных средств (электронных денег).

Общие нормы возврата платежей в платежной системе ЕРИП установлены гл. 16 Правил платежной системы ЕРИП: инициатором возврата платежа является производитель услуг (получатель платежа) (п. 115 Правил платежной системы ЕРИП), который также обязан информировать плательщика о возможности возврата платежа (п. 116 Правил платежной системы ЕРИП).

Справочно
Технология возврата платежа определяется Правилами сервиса совершения возвратов денежных средств физическим лицам — плательщикам посредством платежной системы ЕРИП (п. 114 Правил платежной системы ЕРИП). Ознакомиться с названными Правилами возврата можно на сайте НКФО ЕРИП.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex