Вопрос: Каким образом осуществляется изменение и расторжение договора на закупку, заключенного в соответствии с постановлением N 229?

Ответ: Изменение и расторжение договора на закупку, заключенного в соответствии с постановлением N 229, осуществляется в следующем порядке.

Обоснование: РУП, госорганы, гособъединения, иные юрлица, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозобщества, в уставных фондах которых более 25 процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи, осуществляют закупки, за исключением государственных закупок, товаров (работ, услуг) (закупки за счет собственных средств) в соответствии с постановлением N 229, если иное не установлено законодательными актами <*>.

Для указанных выше субъектов обязательны требования постановления N 229.

Виды процедур, а также условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки, а также иные положения, связанные с осуществлением организацией закупок за счет собственных средств, определяются такими организациями в ЛПА — порядке осуществления закупок за счет собственных средств. При этом должны учитываться требования, содержащиеся в подп. 2.2 — 2.16 п. 2 постановления N 229 <*>.

Тем самым правила изменения и расторжения договоров на закупку определяются указанным порядком, но при этом не должны противоречить требованиям гражданского законодательства.

Наряду с этим необходимо учитывать риски при изменении договоров, цены в частности, поскольку ее изменение в процессе исполнения договора в сторону увеличения может создать ситуацию, когда в ходе конкурентной процедуры предлагалась наименьшая с тем, чтобы в процессе исполнения договора ее увеличивать. Любое изменение условий договоров на закупку должно быть обоснованным, объективным.

В некоторых случаях возникает необходимость увеличения объема (количества) предмета закупки для обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (работами, услугами) у того же поставщика (подрядчика, исполнителя). Если стоимость дополнительно закупаемого объема превышает 1000 БВ, то такое изменение полагаем неправомерным без применения процедуры закупки из одного источника.

Это обусловлено тем, что процедура закупки из одного источника может применяться, если организацией, осуществившей закупку у определенного поставщика (подрядчика, исполнителя), установлено, что дополнительная закупка в количестве (объеме), не превышающем количества (объема) первоначальной закупки, ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (работами, услугами) должна быть произведена у того же поставщика (подрядчика, исполнителя) <*>.

Тем самым при выполнении вышеуказанных условий при необходимости дополнительной закупки у того же поставщика, с которым заключен договор, такая дополнительная закупка (полагаем, как в период действия договора, так и после истечения срока действия ранее заключенного договора) должна быть опосредована применением процедуры закупки из одного источника с соответствующим обоснованием со стороны организации.