На сайте pravo.by опубликован проект Закона об изменении НК (далее — Проект НК). Новая редакция НК в части УСН не предполагает кардинальных изменений, как это было в НК-2023. Большая часть планируемых правок носит уточняющий характер. Рассмотрим наиболее значимые изменения по налогу при УСН, которые запланированы на 2024 г.

1. Уточнение запретов на применение УСН

Проектом НК планируется внести правки в запреты на применение УСН организациями (п. 146 ст. 1 Проекта НК):

1) имеющими один или несколько филиалов, состоящих на учете в налоговых органах. С 2024 г. данный запрет будет распространяться на организации, имеющие одно или несколько обособленных подразделений, состоящих на учете в налоговых органах и не являющихся юрлицами (организационными структурами, признаваемыми юрлицами Республики Беларусь в соответствии с подп. 2.1 ст. 14 НК) (подп. 2.1.3 ст. 324 НК-2023, п. 146 ст. 1 Проекта НК).

Следует отметить, что подп. 2.1 ст. 14 НК с 2024 г. также претерпит изменения. В нем будет уточнено, что для целей налогообложения под организациями понимаются, в частности, юрлица Республики Беларусь, в том числе организационные структуры профессиональных союзов (республиканских союзов (ассоциаций) и иных объединений профессиональных союзов), признаваемые таковыми в соответствии с законодательством о профессиональных союзах (за исключением указанных структур, не наделенных правами юрлица) (п. 3 ст. 1 Проекта НК);

2) предоставляющими в возмездное пользование капстроения, их части, не находящиеся у этих организаций на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления. В этот запрет планируется добавить исключение, которым будет предусмотрено, что к возмездному пользованию капстроением, его частью не относится осуществляемая в нем (в ней) деятельность по предоставлению жилья на выходные дни и прочие периоды краткосрочного проживания (группа 552 ОКРБ 005-2011). Причем эта деятельность должна осуществляться в период действия сертификата соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, выданного данной организации на оказание услуг гостиниц в этом капстроении, его части (подп. 2.1.5 ст. 324 НК-2023, п. 146 ст. 1 Проекта НК).

Не применявшие в 2023 г. УСН организации, осуществляющие вышеуказанную деятельность в капстроениях, их частях, не находящихся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления, вправе с 01.01.2024 перейти на УСН независимо от положений ч. 2 п. 2 ст. 327 НК-2023 при одновременном соблюдении этими организациями следующих условий:

— у них имеется действующий сертификат соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, выданный им на оказание услуг гостиниц (далее — сертификат) в указанных выше капстроениях, их частях, начало срока действия которого приходится на период не позднее 31.03.2024;

— в указанных выше капстроениях, их частях ими не осуществляется деятельность, не относящаяся к поименованным в сертификате услугам, на которую распространяются ограничения, предусмотренные подп. 2.1.5 ст. 324 НК-2024;

— их валовая выручка за первые 9 месяцев 2023 г. и численность работников организации в среднем за этот период, определенные в порядке, установленном абз. 2 — 8 п. 2 ст. 326 НК-2023, не превышают соответственно 1 612 500 бел. руб. и 50 человек;

— уведомление о переходе на УСН представлено в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 31.03.2024 (п. 8 ст. 2 Проекта НК).

При этом положения подп. 2.1.5, п. 3 ст. 324 и подп. 6.1 ст. 327 НК-2024 (применительно к подп. 2.1.5 ст. 324 НК-2024) не применяются в I квартале 2024 г. к случаям осуществления в течение этого квартала до начала срока действия сертификата деятельности по предоставлению жилья на выходные дни и прочие периоды краткосрочного проживания и относящейся к поименованным в сертификате услугам (п. 8 ст. 2 Проекта НК);

3) получившими от других лиц наличные и (или) безналичные денежные средства, не составляющие их валовую выручку и не являющиеся суммами (выручкой, доходами), не включаемыми ими в валовую выручку в соответствии с п. 2, ч. 1 п. 6 ст. 328 и п. 4 ст. 174 НК-2023 (подп. 2.1.6 ст. 324 НК-2023).

С 2024 г. будет уточнено, что данный запрет не применяется в том числе:

— при получении (возврате) бюджетных ссуд;

— при получении суммы в белорусских рублях (иностранной валюте) в результате осуществления операций по продаже (покупке, конверсии) иностранной валюты;

— если получение денег обусловлено прекращением обязательств должника (в том числе частично) по приобретенному этой организацией, являющейся новым кредитором, денежному требованию (п. 146 ст. 1 Проекта НК).

Напомним, что право на УСН сохраняется, если организация отразила в учетной политике решение о признании «чужих» денежных средств внереализационными доходами с последующим налогообложением их в составе валовой выручки. Проектом НК предусмотрено закрепить норму, согласно которой отражение в учетной политике такого решения должно быть произведено не позднее даты получения первой суммы денежных средств, при получении которых в соответствии с ч. 1 подп. 2.1.6 ст. 324 НК-2024 плательщик не вправе применять УСН (ч. 4 подп. 2.1.6 ст. 324 НК-2023, п. 146 ст. 1 Проекта НК).

Организация на УСН, не ведущая бухучет, при принятии указанного в ч. 4 подп. 2.1.6 ст. 324 НК-2024 решения о признании денежных средств, при получении которых она не вправе применять УСН, ее внереализационными доходами будет обязана представить в налоговый орган учетную политику, в которой такое решение отражено, не позднее 30 календарных дней со дня утверждения руководителем организации и (или) иным уполномоченным лицом (органом) изменений и (или) дополнений в учетную политику (п. 6 ст. 1 Проекта НК).

Изменения и (или) дополнения в декларацию по налогу при УСН, обусловленные включением в валовую выручку вышеуказанных денежных средств, с 2024 г. не вносятся в том числе после истечения установленного законодательством срока представления указанной декларации за последний отчетный период того календарного года, в котором получены эти денежные средства (п. 146 ст. 1 Проекта НК).

2. Увеличение предельных значений валовой выручки для применения УСН

Предельное значение валовой выручки:

— для применения УСН в 2024 г. составит 2 311 250 бел. руб. Прежнее значение — 2 150 000 бел. руб.;

— для перехода на УСН с 2025 г. — 1 733 440 бел. руб. Ранее было 1 612 500 бел. руб. (п. 148 ст. 1 Проекта НК, ч. 1 п. 2, подп. 6.4 ст. 327 НК-2023).

Причем данное увеличение критериев валовой выручки не дает права применять УСН в 2024 г. организациям, превысившим предельные значения валовой выручки в 2023 г. (п. 9, 10 ст. 2 Проекта НК).

3. Уточнение налоговой базы и порядка исчисления налога при УСН

Предполагается внести небольшие уточнения в порядок определения налоговой базы налога при УСН и в порядок исчисления данного налога (п. 149, 150 ст. 1 Проекта НК).

В частности, уточнения коснутся не включаемых в валовую выручку сумм, полученных в виде возмещения товариществу собственников (организации застройщиков, гаражному кооперативу, садоводческому товариществу, дачному кооперативу, кооперативу, осуществляющему эксплуатацию автомобильных стоянок) его участниками (членами) (подп. 2.10 ст. 328 НК-2023).

С 2024 г. к участникам (членам) указанных выше некоммерческих организаций планируется отнести также арендаторов (лизингополучателей, нанимателей) общего недвижимого имущества (объектов общего пользования), находящегося на праве собственности у вышеуказанных организаций. Будет закреплено, что к суммам возмещения относятся среди прочего суммы земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, налога на недвижимость, налога за владение собаками.

Корректировкам подвергнутся порядок уменьшения налоговой базы и порядок исчисления налога при УСН в случае возврата денег, суммы которых ранее были включены в налоговую базу налога при УСН (п. 9 ст. 328, п. 2 ст. 331 НК-2023).

4. Изменения в ведении учета и в обязанностях налогоплательщика

Требование об обязательном ведении бухучета и составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности на УСН с 2024 г. будет распространяться также на:

— ОАО;

— эмитентов облигаций. При этом организация будет признаваться плательщиком, являющимся эмитентом облигаций, в период начиная с квартала, на который приходится дата государственной регистрации (регистрации) выпуска облигаций, отраженная в справочнике выпусков эмиссионных ценных бумаг, и заканчивая кварталом, на который приходится дата снятия с централизованного учета (учета и хранения) в депозитарной системе выпуска облигаций, отраженная в справочнике выпусков эмиссионных ценных бумаг (ч. 2 п. 2 ст. 333 НК-2023, п. 151 ст. 1 Проекта НК).

Ведущие бухучет организации на УСН вправе будут не заполнять часть III раздела I Книги при УСН. В настоящее время такие плательщики обязаны вести в Книге при УСН учет кредиторской задолженности по состоянию на конец отчетного периода, несмотря на то что кредиторская задолженность отражается у них также в бухучете (п. 3-1 ст. 333 НК-2023, п. 151 ст. 1 Проекта НК).

В общие обязанности налогоплательщика будут внесены некоторые нововведения, важные для организаций на УСН. В частности, организация, применявшая УСН без ведения бухучета и начавшая его вести при применении этого режима или перешедшая на иной особый режим налогообложения (общий порядок налогообложения), обязана будет представить в налоговый орган учетную политику не позднее последнего числа месяца, с которого ею начато соответственно ведение бухучета или применение иного особого режима налогообложения (общего порядка налогообложения) (ст. 22 НК-2023, п. 6 ст. 1 Проекта НК).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Читайте также

Проект НК-2024: планируемые изменения с 01.01.2024

Какие могут быть изменения по налогу на недвижимость с 1 января 2024 г.

Проект Налогового кодекса: ставки налога на прибыль повышаются

В части налога на доходы иностранных организаций в НК принципиальных изменений не планируется

Планируемые изменения в контроле трансфертного ценообразования с 01.01.2024

НК-2024: планируемые изменения в подоходном налоге с 01.01.2024

Планируемые изменения в транспортном налоге с 01.01.2024