На сайте pravo.by опубликован проект Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (далее — Проект).

Рассмотрим основные изменения в области трансфертного ценообразования (ТЦО), планируемые к реализации с 01.01.2024 согласно Проекту (по состоянию на 05.10.2023).

1. Определение цены анализируемой сделки по беспроцентным кредитам (займам)

В общем случае по анализируемым сделкам по кредитам (займам) контролируются применяемые по ним ставки (сумма дохода) (подп. 1.13 ст. 87 НК).

Уточнен подход в контроле ТЦО по сделкам по предоставлению (получению) беспроцентного кредита (займа). Так, подп. 1.13 ст. 87 НК планируется дополнить нормой о том, что при предоставлении (получении) беспроцентного кредита (займа) цена анализируемой сделки определяется как ставка процентов в размере 0% (п. 38 Проекта).

2. Изменения в признании сделок с взаимозависимыми резидентами контролируемыми

Планируется расширить критерий по признанию сделок контролируемыми при реализации или приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, совершенных со взаимозависимым юрлицом — резидентом, которое не исчисляет и не уплачивает налог на прибыль (освобождено от налога на прибыль).

В соответствии с планируемыми изменениями для контроля таких сделок на соответствие рыночным ценам достаточно факта того, что у взаимозависимой стороны имеется право не исчислять и не уплачивать налог на прибыль. Нынешняя редакция НК предполагает непосредственное использование этого права, т.е. вторая сторона сделки фактически не уплачивает налог на прибыль.

Кроме того, предполагается не увязывать периоды наличия права не исчислять и не уплачивать налог на прибыль с налоговым периодом, в котором совершена анализируемая сделка. Сейчас сделка подлежит контролю ТЦО, если сторона не исчисляет и не уплачивает налог на прибыль (освобождена от налога на прибыль) в календарном году, в котором сделка совершена (абз. 1 подп. 1.2 ст. 88 НК, п. 39 Проекта).

3. Расширение перечня сделок, не подлежащих контролю ТЦО

Напомним, что с 2023 г. для целей контроля ТЦО из сделок по кредитам (займам) были исключены сделки по кредитам (займам), предоставленным сельхозорганизациям, включенным в перечень сельхозорганизаций, подлежащих досудебному оздоровлению, либо в перечень сельхозорганизаций, в отношении которых необходимо проведение процедур экономической несостоятельности (банкротства).

С 2024 г. к имеющимся в указанных перечнях сельхозорганизациям планируется добавить сельхозорганизации, включенные в перечни неплатежеспособных сельхозорганизаций, подлежащих финансовому оздоровлению. Данные перечни утверждаются облисполкомами (подп. 1.1 Указа N 399, постановление N 913).

Также в данную норму планируется внести редакционные правки в отношении применяемых в ней терминов. В новой редакции их приводят в соответствие с терминами, используемыми в Законе N 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности», пришедшем с 01.10.2023 на смену Закону N 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Слова «экономической несостоятельности (банкротства)» согласно Проекту заменены на «несостоятельности или банкротства» (п. 39 Проекта).

4. Дополнены подходы, влияющие на выбор метода определения рыночных цен

Планируемые изменения предполагают при выборе метода определения рыночных цен также руководствоваться подходом, согласно которому сторона анализируемой сделки, осуществляющая функции, вклад которых в полученную прибыль по сделке больше, и принимающая большие экономические (коммерческие) риски, должна получать доход (прибыль) больше, чем сторона анализируемой сделки, осуществляющая менее сложные функции, принимающая меньшие экономические (коммерческие) риски (п. 41 Проекта).

5. Изменения в приоритетности использования методов определения рыночных цен

При выборе метода определения рыночных цен планируется определить исключительную приоритетность только в отношении метода сопоставимых рыночных цен. При невозможности использования данного метода выбирается любой другой из оставшихся четырех методов, возможный к применению. В связи с этим метод цены последующей реализации, возможно, утратит теперешнюю второстепенную приоритетность после невозможности использования метода сопоставимых рыночных цен (п. 3 ст. 91 НК, п. 41 Проекта).

6. Пересчет выраженной в валюте цены при применении метода цены последующей реализации

Планируется установить, что при осуществлении в течение налогового периода множественности анализируемых сделок, в которых цена последующей реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав выражена в иностранной валюте, для ее пересчета допускается применение среднего официального курса белорусского рубля к иностранной валюте, установленного Нацбанком, рассчитанного как средняя арифметическая величина (п. 2 ст. 93 НК, п. 42 Проекта).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Читайте также

Проект НК-2024: планируемые изменения с 01.01.2024

Какие могут быть изменения по налогу на недвижимость с 1 января 2024 г.

Проект Налогового кодекса: ставки налога на прибыль повышаются

В части налога на доходы иностранных организаций в НК принципиальных изменений не планируется

Планируемые изменения по налогу при УСН с 01.01.2024

Планируемые изменения в транспортном налоге с 01.01.2024

НК-2024: планируемые изменения в подоходном налоге с 01.01.2024