Международная автомобильная перевозка грузов на практике считается одним из наиболее рискованных способов транспортировки. Так, не редкими являются случаи повреждения груза, его частичной либо полной утраты. Поэтому вопрос ответственности перевозчика является достаточно актуальным.

Рассмотрим порядок объявления стоимости груза по нормами КДПГ и как эти нормы толкуют суды РФ. Автор также дает перевозчику ряд рекомендаций для минимизации рисков, если он намеревается перевозить груз согласно КДПГ и не хочет принимать на себя повышенный размер ответственности.

КДПГ — базовый нормативный акт в сфере международной возмездной перевозкой грузов.

КДПГ выделяет следующие виды ответственности перевозчика (п. 3, 6 ст. 23):

— ограниченную. Так, предел ответственности перевозчика не может превышать 8,33 расчетной единицы за кг недостающего веса брутто;

— повышенную. Возмещение в большем размере может быть истребовано с перевозчика только если стоимость груза была заявлена, в частности, согласно ст. 24 КДПГ. А именно, грузоотправитель вправе при условии уплаты установленной по обоюдному соглашению надбавки к провозной плате указать в накладной стоимость груза, превышающую предел, указанный в п. 3 ст. 23 КДПГ, и тогда заявленная стоимость используется вместо указанного предела.

При необходимости в накладной должно содержаться указание на объявление стоимости груза (подп. d) п. 2 ст. 6 КДПГ).

Диспозиции подп. d) п. 2 ст. 6, п. 6 ст. 23, ст. 24 КДПГ позволяют сделать вывод, что объявление отправителем стоимости груза в соответствии с КДПГ имеет место при одновременном соблюдении следующих условий:

— наличие в CMR-накладной указания на стоимость груза;

— уплата перевозчику надбавки к провозной плате.

С точки зрения языковых правил юридической техники, институт повышенной ответственности перевозчика сформулирован в КДПГ так, что входящие в него нормы не вызывают сложности в толковании. В результате можно говорить о следующем:

КДПГ не предусматривает возможность объявления стоимости груза в каких-либо прилагаемых (не прилагаемых) к CMR-накладной документах (инвойсах, проформах, счетах и т.д.);

— объявление стоимости груза нельзя считать состоявшимся при отсутствии факта уплаты (достижения соглашения об уплате) перевозчику надбавки к провозной плате.

Правоприменительная практика судов РФ

Однако, если рассматривать ст. 24 КДПГ с позиции правоприменительной практики арбитражных судов РФ, понимание указанной нормы перестает быть однозначным, создавая предпосылки наступления для перевозчика критических последствий в случае полной или частичной утраты груза при его транспортировке.

Автор полагает, что указанная практика актуальна для всех без исключения перевозчиков, что обусловлено особенностями правил подсудности, названных в ст. 31 КДПГ.

Ситуация из судебной практики

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении N 18АП-13537/2019 пришел к выводу, что перевозка была осуществлена с объявлением стоимости груза и указал, что перечень передаваемых на перевозку грузов, их количество, стоимость и вес указаны в инвойсах. Апелляционная коллегия приняла во внимание, что вышеназванные документы с объявленной стоимостью груза ответчик не оспорил. Стоимость груза установлена в прилагаемых к заявке документах: инвойсах, проформе.

При рассмотрении дела отмечены следующие обстоятельства:

— суд отнес инвойс и проформу (которые содержали сведения о количестве, весе и контрактной стоимости товара) к документам, в которых объявлена стоимость груза в значении ст. 24 КДПГ;

— суд не принял во внимание, что ни графа 13 CMR-накладной, ни заявка на перевозку груза не содержали оговорки, объявлявшей стоимость груза;

— суд не учел при вынесении решения тот факт, что перевозчику не была уплачена надбавка к провозной плате (не было достигнуто соглашение об уплате).

Ситуация из судебной практики

В постановлении N Ф09-8736/19 арбитражный суд Уральского округа указал следующее. То, что стоимость товара была указана в инвойсе, проформе означает, что перевозка была осуществлена с объявлением стоимости груза.

По мнению автора, описанные позиции судов неоднозначны по причине их противоречия КДПГ в части порядка объявления стоимости груза, и в контексте норм Таможенного кодекса ЕАЭС, а также Инструкции от 20.05.2010 N 263.

Так, Таможенный кодекс ЕАЭС относит инвойс к коммерческим документам, используемым в том числе для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС (подп. 15 п. 1 ст. 2).

Из Инструкции от 20.05.2010 N 263 следует, что при помещении товаров под таможенные процедуры, предусматривающие их ввоз на таможенную территорию ЕАЭС, предоставляется заявление, подача которого должна сопровождаться предоставлением коммерческих документов (счетов-проформ, инвойсов, иных коммерческих документов) (п. 7 и абз. 4 п. 10).

Таким образом коммерческие документы обязательны для перемещения перевозимого груза через таможенную территорию стран-участниц ЕАЭС, а каждая международная перевозка товара, предусматривающая пересечение территорий названных стран, сопровождается наличием у перевозчика коммерческих документов на транспортируемый груз.

Придя к выводу, что указанная в коммерческих документах цена товара является объявлением стоимости груза, увеличивающей предел ответственности перевозчика, национальные суды РФ отказываются от закрепленного КДПГ порядка такого повышения. Они фактически констатируют, что все международные перевозки, в ходе которых товары перемещаются через территорию ЕАЭС, относятся к перевозкам с объявлением стоимости груза, поскольку любой перевозчик, будучи осведомленным о цене транспортируемого им товара, указанной в обязательных к наличию и прилагаемых к CMR-накладной коммерческих документах, принимает на себя обязательство нести повышенный размер ответственности в случае повреждения, полной либо частичной утраты товара.

Автор полагает, что встречающиеся в правоприменительной практике арбитражных судов РФ неоднозначные решения, состоявшиеся не в пользу перевозчика, должны побудить последнего к проявлению исключительной внимательности как на стадии согласования и подписания заявки на перевозку, в ходе которой он не намерен принимать на себя повышенный размер ответственности, так и в процессе ознакомления и подписания CMR-накладной.

Для минимизации рисков перевозчика, намеревающегося осуществить транспортировку товара в соответствии с КДПГ и без намерения принять на себя повышенный размер ответственности, автор рекомендует:

1. Включать в содержание заявки на перевозку сведения, декларирующие, что:

— перевозка осуществляется без объявления стоимости транспортируемого груза;

— заказчик и перевозчик не оговаривали условия уплаты надбавки к провозной плате, соглашение об уплате надбавки не достигалось;

— уплата перевозчику надбавки к провозной не производилась;

2. При оформлении CMR-накладной требовать проставления отправителем груза отметки: «без объявления стоимости» в графе 13.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex