Порой при проведении госзакупок складывается ситуация, когда участник-победитель отказывается заключать договор. Можно ли требовать понуждения к заключению договора госзакупки участника-победителя, разберемся в статье.

1. Общие положения Закона о госзакупках о заключении договора госзакупки

В соответствии с законодательством о госзакупках при проведении открытого конкурса, закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений договор между заказчиком и участником-победителем заключается на условиях, указанных в документах, предоставляемых для подготовки предложения, предложении этого участника и протоколе выбора участника-победителя.

При проведении электронного аукциона в случае, если предметом госзакупки являются товары, договор между заказчиком и участником-победителем, не являющимся резидентом, заключается на условиях, указанных в аукционных документах, предложении этого участника и протоколе выбора участника-победителя, за вычетом таможенных платежей, которые взимаются таможенными органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, расходов на доставку товаров до пункта таможенного оформления, если они оплачиваются заказчиком.

Договор между заказчиком и участником-победителем подлежит заключению по истечении срока для обжалования, но не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения о выборе участника-победителя (ч. 1 — 3 п. 1 ст. 24 Закона о госзакупках).

Иные нормы Закона о госзакупках, из которых следовала бы обязанность заключения договора, отсутствуют. В этой связи в пределах указанного тридцатидневного срока сохраняется обязанность заключения договора госзакупки. Также следует учитывать, что Закон о госзакупках, в отличие от его прежней редакции, не предусматривает указание участником срока действия его предложения, в пределах которого его условия сохраняются. Как следствие, действительность такого предложения имплицитно предполагается в пределах указанного тридцатидневного срока, по истечении которого обязательства по заключению договора госзакупки отсутствуют.
2. Положения ГК о заключении договора и их соотношение с Законом о госзакупках

Обращаем внимание на то, что отношения в сфере госзакупок регулируются также ГК, однако применение данных норм должно быть согласовано с Законом о госзакупках (п. 1 ст. 3 Закона о госзакупках).

В частности, применение ст. 415 ГК, которой регламентируется заключение договора в обязательном порядке, для сферы госзакупок ограничено, поскольку, во-первых, применение данной статьи означает наличие протокола разногласий по условиям оферты с иными условиями (предложения заключить договор), что недопустимо при заключении договора в соответствии с п. 4 ст. 24 Закона о госзакупках, где речь только о возражениях по проекту договора, размещенному на электронной торговой площадке заказчиком.

Во-вторых, предусмотренные п. 2 ст. 415 ГК разногласия не могут быть переданы на рассмотрение суда, поскольку условия договора формируются в соответствии с п. 1 ст. 24 Закона о госзакупках и какие-либо иные условия, кроме определенных таким образом, не могут быть согласованы сторонами, а равно как определены судом.

В-третьих, иные сроки для заключения договора в соответствии со ст. 415 ГК могут быть установлены сторонами, что противоречит Закону о госзакупках и его императивным нормам о сроках заключения договора (совершения действий сторонами) (п. 4 ст. 24 Закона о госзакупках).

В-четвертых, сам порядок применения ст. 415 ГК не согласуется с нормами Закона о госзакупках, в соответствии с которым обязанность заключения договора имеет срочный характер, тогда как нормы ст. 415 ГК предполагают наличие такой обязанности, установленной ГК или актами законодательства, без ограничения срока.

В-пятых, что касается предусмотренного п. 4 ст. 415 ГК требования о понуждении к заключению договора в судебном порядке, то Закон о госзакупках такую возможность исключает. Так, в силу определения процедуры госзакупки данная процедура завершается заключением договора госзакупки, признанием процедуры несостоявшейся, отменой процедуры (абз. 15 ст. 1 Закона о госзакупках).

Тем самым договор госзакупки может быть заключен, только если проведена процедура госзакупки, предусмотренная Законом о госзакупках, и является ее логическим следствием, если отсутствуют основания для отмены или признания несостоявшейся.

3. Уклонение участника-победителя от заключения договора и последствия таких действий

Участник-победитель признается уклонившимся от заключения договора при неподписании:

проекта договора в срок, установленный ч. 3 п. 4 ст. 24 Закона о госзакупках, и неразмещении уведомления, указанного в ч. 4 п. 4 ст. 24 Закона о госзакупках;

проекта договора в соответствии с ч. 6 п. 4 ст. 24 Закона о госзакупках (ч. 9 п. 4 ст. 24 Закона о госзакупках).

Также Закон о госзакупках предусматривает, что в случае уклонения участника-победителя от заключения договора:

при проведении электронного аукциона: если таким участником-победителем был признан участник, сделавший последнюю ставку, то участником-победителем определяется участник, сделавший предпоследнюю ставку; если уклоняется последний, электронный аукцион признается несостоявшимся (п. 1 ст. 27, п. 5, 7 ст. 44 Закона о госзакупках);

при проведении открытого и закрытого конкурсов, процедуры запроса ценовых предложений: если таким участником-победителем был определен участник, занявший первое место, то участником-победителем может быть определен участник, занявший второе место. Если же комиссия не воспользовалась правом выбрать участником-победителем участника, занявшего второе место, а равно как если последний уклонился от заключения договора, процедура признается несостоявшейся (п. 1 ст. 27, п. 4 ст. 36, п. 8 ст. 48 Закона о госзакупках).

Таким образом, из приведенных положений следует, что завершение процедуры госзакупки связано с заключением договора с участником-победителем либо признанием процедуры несостоявшейся при его уклонении. При наличии основания для отмены процедуры она может быть отменена, но также до заключения договора или до признания ее несостоявшейся.

Как следствие, даже если допустить возможность обращения в суд с требованием о понуждении к его заключению, ввиду завершения процедуры иным результатом, чем договор (например, если она признана несостоявшейся), его заключение на основании решения суда не соответствует нормам Закона о госзакупках. И, кроме того, как уже было отмечено, ввиду наличия обязанности по заключению договора только в пределах 30 дней их истечение исключает саму возможность такого понуждения.

Что касается возмещения заказчику убытков при уклонении участника-победителя от заключения договора госзакупки, то, полагаем, допустимо их взыскание на основании общих норм ГК (ст. 14 ГК).

Как представляется, применение норм ст. 418 ГК также ограничено для сферы госзакупок в силу установления Законом о госзакупках иного порядка заключения договора госзакупки.

Обратим внимание на то, что уклонение участника-победителя от заключения договора госзакупки для самого участника влечет его последующее включение в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок (ст. 17 Закона о госзакупках), а также утрату аукционного или конкурсного обеспечения (ст. 33, 40 Закона о госзакупках).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex