Соглашение о международной системе страхования автогражданской ответственности «Зеленая карта» устанавливает обязанность стран-участниц контролировать наличие действительных страховых полисов автогражданской ответственности. В преддверии отпускной пары автовладельцам важно вспомнить требования страхового законодательства.

В 1949 году международная конференция автостраховщиков в Лондоне приняла рекомендации Экономического и Социального совета ООН и официально основала Совет Бюро автостраховщиков с штаб-квартирой в Лондоне.
В 1951 году состоялось первое официальное собрание Совета Бюро, участники которого одобрили модель Соглашения между национальными бюро стран — участниц системы и приняли единые стандарты «Зеленой карты».

Соглашение о «Зеленой карте» вступило в силу с 01.01.1953. Согласно ему страховой полис автогражданской ответственности, выданный в любой стране — участнице, действителен на территории другой страны — участницы.
В систему входит около 50 стран. Одна из ее участниц — Республика Беларусь.

Таким образом, Соглашение ставило целью упростить порядок обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в случае пребывания за рубежом.

Согласно п. 1 и 2 приложения 1 к Сводной резолюции об облегчении международных автоперевозок (СР.4), принятой Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН, в каждой стране правительство официально признает одну-единственную организацию, создаваемую уполномоченными страховщиками в качестве национального страхового бюро.

Согласно п. 4 данной Резолюции «Зеленая карта», действительная для посещаемой страны, свидетельствует о наличии страхового покрытия ответственности перед третьими лицами в случае ДТП, причиной которого стал водитель, проезжающий через страну. Такое страхование является обязательным.

С этой целью страны — участницы соглашения обязались контролировать наличие договора обязательного страхования «Зеленая карта» либо договора внутреннего обязательного страхования гражданской ответственности у всех прибывающих в страну и находящихся в стране автовладельцев. В Республике Беларусь такие функции в пределах компетенции выполняет Госпогранкомитет, ГАИ, Транспортная инспекция <*>.

В соответствии с п. 4.2 Устава Совета Международной ассоциации национальных бюро страхования автотранспортных средств (Совета Бюро автостраховщиков) в стране Бюро, подающей заявку на вступление в ассоциацию, должен действовать закон об обязательном страховании ответственности владельцев автотранспортных средств перед третьими лицами.

В Республике Беларусь, как участнице ассоциации, подобный договор обязаны заключить все автовладельцы <*>.

При выезде транспортного средства, зарегистрированного за границей, за пределы Республики Беларусь водитель обязан предъявить в пункте пропуска через Государственную границу Республики Беларусь страховой полис (страховое свидетельство, страховой сертификат, действительный на территории Республики Беларусь) <*>.

Если транспортное средство используется в дорожном движении на территории Республики Беларусь без заключения договора страхования или дольше срока его действия, водитель привлекается к административной ответственности. При этом договор страхования не заключается.

Административную ответственность за подобное нарушение предусматривает п. 4 ст. 18.20 КоАП. В частности, участие в дорожном движении в Республике Беларусь транспортного средства, зарегистрированного за ее пределами, без договора обязательного страхования гражданской ответственности влечет штраф в размере
от 10 до 20 базовых величин. На сегодня это от 245 до 490 руб.

В случае выезда в государства — члены системы «Зеленая карта» транспортного средства, зарегистрированного в Республике Беларусь, водитель обязан предъявить в пункте пропуска через Государственную границу должностному лицу территориального органа пограничной службы страховой сертификат, выданный белорусским страховщиком и действительный в этих государствах.

При отсутствии страхового сертификата и отказе водителя заключить договор страхования «Зеленая карта» с белорусским страховщиком транспортное средство с территории Республики Беларусь не выпускается.

Административная ответственность водителя в этом случае не предусматривается. На территории нашей страны зарегистрированные в ней автомобили используются при наличии не «Зеленой карты», а договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Вместе с тем, если автомобиль все же выедет за пределы Республики Беларусь без такого договора либо срок его действия закончится во время нахождения за пределами Республики Беларусь и водитель не приобретет новую «Зеленую карту», схожие меры ответственности применят к нему и за рубежом.

В Польше функции контроля в рассматриваемой сфере Закон от 22.05.2003 «Об обязательном страховании, Фонде страховых гарантий, Польском бюро страховщиков» (далее — Закон Польши) возложил на Пограничную таможенную службу, Дорожную полицию, Транспортную инспекцию, Фонд страховых гарантий, Инспекцию охраны окружающей среды и иные органы, уполномоченные контролировать дорожное движение. При этом размеры санкций, установленные ст. 88 Закона Польши, отличаются от белорусских в несколько раз.

Так, в случае нарушения штраф составит:
— для легковых автомобилей — 2 минимальных размера оплаты труда Республики Польша;
— грузовых автомобилей и автобусов — 3 минимальных размера;
— иных автомобилей — 1/3 минимального размера.

Размер штрафа зависит от длительности отсутствия у автовладельца договора «Зеленой карты». В частности, при просрочке:
— до 3 дней — уплачивается 20% полного размера штрафа;
— от 4 до 14 дней — 50% штрафа;
— свыше 14 дней — 100% штрафа.

Вместе с тем штраф могут уменьшить лишь дорожные службы при выявлении нарушения в процессе движения, а не пограничные и таможенные службы в момент выезда из Республики Польша <*>. При выявлении же нарушения таможенными и пограничными службами Польши при выезде из Республики Польша штраф придется уплатить на месте в полном размере.

Правда, часть штрафа могут вернуть по письменному заявлению автовладельца, адресованному в Фонд страховых гарантий Республики Польша. К письменному заявлению необходимо приложить оригинал экземпляра «Зеленой карты», чтобы на основании ее сроков можно было сделать вывод о наличии страховки и периоде ее просрочки.

Штраф могут вернуть и в полном размере, если автовладелец заключил, но не имел с собой договора «Зеленая карта», срок действия которого включал весь период нахождения в Польше <*>. Подобная возможность актуальна, если автовладелец потерял «Зеленую карту» или перезаключил договор на новый срок на следующий день после истечения срока действия предыдущей «Зеленой карты» и в этот же день попал под контроль.

Кроме того, согласно ст. 94 Закона Польши Фонд страховых гарантий по заявлению автовладельца вправе уменьшить сумму штрафа, учитывая исключительно трудную материальную, имущественную или жизненную ситуацию обязанного лица. Фонд может освободить от уплаты штрафа в полном размере либо в части, а также предоставить льготу по уплате.

Механизм контроля в Польше схож с белорусским. Так, согласно ст. 89 Закона Польши, если лицо, управляющее автотранспортом, зарегистрированным за пределами Польши, при въезде на ее территорию не представит «Зеленую карту», пограничные или таможенные органы не позволят этому транспортному средству пересечь границу. Исключение составит ситуация, когда владелец автомобиля приобретет «Зеленую карту» прямо на границе.

Если водитель иностранного транспортного средства, покидая территорию Польши, не представит документ о заключении договора страхования, действительный включительно до дня выезда, пограничный или таможенный контроль не позволит пересечь данному автомобилю границу без штрафа (таблица). В случае отсутствия денежных средств водителю придется оставить автомобиль на хранении на границе.

Таблица

Размеры штрафов в Польше за отсутствие «Зеленой карты» в 2018 году

Просрочка Градация платы, % Размер штрафа, злотые
легковые автомобили грузовые автомобили
и автобусы
иные автомобили
До 3 дней 20 840 1260 140
От 4 до 14 дней 50 2100 3150 350
Более 14 дней 100 4200 6300 700

Водитель иностранного транспортного средства в ходе проверок на территории Польши обязан представить уполномоченному органу документ, подтверждающий заключение перед проверкой договора страхования «Зеленая карта». Если этого не сделать, регистрационное свидетельство вернут только при условии уплаты штрафа и представления заключенного договора «Зеленая карта».

В соответствии со ст. 11 приложения 1 к вышеупомянутой Сводной резолюции об облегчении международных автомобильных перевозок (СР.4) в каждой стране, правительство которой приняло эту Рекомендацию, «Зеленая карта», составленная в соответствии с одним из образцов, признается без выполнения других формальностей. Не потребуется также уплачивать какие-либо сборы в качестве доказательства факта страхования, отвечающего законодательству этой страны об обязательном страховании автогражданской ответственности перед третьими лицами.

В силу п. 7.4 Внутреннего регламента Совета Бюро все «Зеленые карты» считаются действительными по крайней мере в течение 15 дней с даты начала их действия. В случае если у карты меньший период действия, Бюро, которое санкционировало ее выдачу, должно гарантировать страховое покрытие на срок 15 дней от начала ее действия. В форме бланка страхового сертификата, удостоверяющего заключение договора страхования «Зеленая карта», в качестве начала срока действия указывается только конкретный календарный день. Время суток в полисе не указывается <*>.

В завершение напомним: выезжая за рубеж, следует учитывать все возможные риски. Принимайте решение о длительности страхового покрытия с учетом как длительности поездки, так и различных форс-мажорных обстоятельств.

Кроме того, исходя из лимитов страхового покрытия, установленных в стране будущего пребывания, целесообразно задуматься о наличии, помимо «Зеленой карты», еще и дополнительного договора добровольного страхования транспортного средства.