Вопрос: Торговая организация импортирует из-за пределов ЕАЭС товары, приобретаемые у иностранного поставщика, и несет затраты на хранение этих товаров на СВХ. Товары после выпуска их таможенными органами поступают на склад импортера. В соответствии с учетной политикой транспортно-заготовительные затраты, связанные с приобретением товаров, относятся на счет 44. Распределять ли стоимость услуг СВХ между выбывшими товарами и имеющимися в остатке на конец месяца?

Ответ: Полагаем, затраты на хранение товаров на СВХ можно по учетной политике отнести к транспортным затратам, связанным с приобретением товаров. Тогда их следует распределять между реализованными товарами и остатком товаров на конец месяца.

Обоснование: Транспортно-заготовительные затраты (ТЗЗ), непосредственно связанные с приобретением товаров, организация может:

— включать в первоначальную стоимость этих товаров;

— относить на счет 44.

Используемый вариант организация отражает в учетной политике (абз. 6 подп. 2.2, абз. 3 ч. 1 п. 7, ч. 2 п. 12 НСБУ N 64; п. 35 Инструкции N 50; ч. 1 п. 4 ст. 9 Закона N 57-З). В рассматриваемой ситуации импортер относит связанные с приобретением товаров ТЗЗ на счет 44.

К ТЗЗ в том числе относятся затраты на погрузку запасов в транспортные средства и их доставку в организацию, не включенные в цену приобретения этих запасов, затраты на хранение запасов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, в портах, на складах временного хранения (абз. 3 ч. 1 п. 7 НСБУ N 64). То есть затраты на хранение на СВХ напрямую поименованы в составе ТЗЗ. Импортер в соответствии со своей учетной политикой относит эти затраты в состав затрат на реализацию.

Затраты, которые торговая организация учитывает на счете 44, она ежемесячно в полной сумме списывает на расходы по текущей деятельности в дебет субсчетов 90-5 «Управленческие расходы» и 90-6 «Расходы на реализацию». Исключение составляют транспортные затраты, связанные с приобретением товаров, если такие затраты не включаются в стоимость приобретения товаров. Эти затраты распределяются между реализованными и нереализованными товарами. Порядок такого распределения указывается в учетной политике (абз. 3 п. 10, абз. 3 п. 12 Инструкции N 102; п. 5 ст. 9 Закона N 57-З).

Как видим, распределению на счете 44 подлежат не ТЗЗ, связанные с приобретением товаров, а транспортные затраты, связанные с приобретением товаров. В то же время НСБУ N 64, Инструкция N 102 не поясняют содержание указанных затрат. Торговой организации целесообразно руководствоваться ч. 7 и 8 п. 49 Методических рекомендаций N 130, в соответствии с которой по статье «Транспортные затраты, связанные с доставкой товаров в организацию торговли (общественного питания)» отражаются затраты на доставку в соответствии с условиями договоров (контрактов) товаров транспортом, предъявленные к оплате поставщиками, транспортными, транспортно-экспедиционными организациями. По своему усмотрению организация может учитывать по этой статье и иные расходы, обусловленные доставкой (погрузка, разгрузка, экспедирование и т.п.). Перечень таких расходов следует привести в учетной политике.

При классификации затрат, связанных с приобретением товаров, и, в частности, при выделении из состава ТЗЗ транспортных затрат, организации следует исходить из содержания затрат и профессионального суждения.

СВХ является местом временного хранения товаров, на котором может осуществляться временное хранение товаров до их выпуска таможенным органом (п. 1 ст. 98, п. 1 и 2 ст. 99 ТмК ЕАЭС). С точки зрения автора, затраты на хранение товаров на СВХ могут рассматриваться как расходы, обусловленные доставкой товаров, так как хранение товаров на СВХ для импортера в рассматриваемой ситуации — один из элементов цепочки доставки этих товаров со склада иностранного поставщика до склада импортера. Поэтому полагаем, импортер вправе определить в своей учетной политике указанные затраты как транспортные затраты, связанные с приобретением товаров. Тогда их следует распределять между реализованными товарами и остатком товаров на конец месяца.

Если организация не установит в своей учетной политике список иных расходов, обусловленных доставкой приобретаемых товаров, которые она учитывает как транспортные затраты, связанные с приобретением товаров, либо не включит в такой перечень затраты на хранение товаров на СВХ, то рассматриваемые затраты следует ежемесячно списывать со счета 44 в полной сумме без распределения.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex