Аналитики Центробанка России предсказали растущую роль «челночного» бизнеса в российской экономике. В Беларуси, которая также находится под западными санкциями, допускают активизацию предприимчивых граждан. Однако эксперты сомневаются, что «челноки» способны сыграть в этом большую роль и стать массовым явлением, как в 1990-е годы.   

Из истории вопроса

«Челночный» бизнес получил развитие после развала СССР. Мощным фактором, стимулирующим его рост, стал экономический кризис, «вытолкнувший» в предпринимательство значительные слои населения. «Челноки» ездили для закупки товаров повседневного спроса за границу и затем реализовывали их на мелкооптовых рынках своих стран. В условиях товарного дефицита феномен «челночной» торговли внес значительный вклад в насыщение внутреннего рынка стран бывшего СССР.

Можно вспомнить, как белорусы в ту пору возили огромными баулами продукты питания в Россию, чтобы заработать лишнюю копейку. Из РФ (один только Черкизовский рынок в Москве чего только стоит) поставляли в Беларусь одежду, бытовую технику и другую продукцию. Как правило, это в основном были дешевые товары низкого качества из стран Азии. В свою очередь Беларусь была перевалочной базы для российских «челноков», которые здесь приобретали товары из Европы на фоне отсутствия таможенной границы между Беларусью и Россией. В фаворе были и перегонщики подержанных иномарок.

Поначалу, не регистрируя свою предпринимательскую деятельность, «челноки», продававшие свои товары на открытых вещевых рынках, не платили налогов, кроме сбора за право торговли. Наряду с «особым» налоговым режимом объективными предпосылками быстрого распространения «челночной» выступали неудовлетворенный спрос на потребительские товары и чрезвычайно слабое развитие инфраструктуры розничной торговли, унаследованные от советской плановой экономики. В результате для «челночной» торговли была характерна очень высокая окупаемость.

Такая эффективность и масштабы оборотов привели к формированию вокруг «челночного» бизнеса развитой инфраструктуры, включавшей оптовые рынки, туристические и транспортные компании.

Особенностью «челночного» бизнеса в этот период являлся неформальный характер большинства операций. Практически все расчеты за товары производились наличными без уплаты многих налогов. При транспортировке грузов таможенная стоимость грузов могла занижаться в десятки раз. Все это создавало почву для коррупции и установления неформального контроля над этим бизнесом со стороны криминальных группировок (в части товарных и финансовых потоков на мелкооптовых рынках) и спецслужб (в части перемещения товаров через границу), писали исследователи ВШЭ.

По мере роста благосостояния жителей Беларуси и быстрым развитием торговых центров, значимость рынков стала сокращаться.

На этом фоне «челночная» торговля также трансформировалась. Например, увеличилась доля более качественных и дорогих товаров в общем объеме «челночного» импорта.

Этот бизнес стал интегрироваться в современные торговые центры. Для этого «челноки» приобретали собственные помещения.

Вместе с тем белорусы стали чаще самостоятельно ездить в Литву и Польшу на «закупы» товаров самого широкого ассортимента — от продуктов питания и бытовой химии до мобильных устройств и сантехники. Многие товары, в том числе и популярные бренды, в этих странах Евросоюза были дешевле. Плюс ко всему можно было вернуть tax-free.

Для тех, кто не имел визы для поездок в ЕC, но хотел сэкономить, делая покупки за границей, самым бюджетным вариантом был украинский маршрут. В первую очередь это касалось жителей белорусского приграничья.

Стоит ли ждать возрождения «челноков»?

Аналитики Центробанка России ожидают, что в условиях санкций при налаживании альтернативных поставок из-за рубежа возрастет роль «челноков». «В части налаживания поставок от альтернативных зарубежных поставщиков в условиях сохраняющихся ограничений возрастет роль небольших посреднических внешнеторговых компаний и «челночного» малого бизнеса (особенно в потребительском сегменте)», — считают аналитики.

Санкции в отношении Беларуси и разрыв цепочек также могут активизировать «челночные» процессы в стране. Плюс к этому в апреле были сняты антиковидные ограничения по пересечению госграницы, а Совет ЕЭК повысил до 1000 евро и 31 кг беспошлинный порог ввоза в Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россию товаров транспортом (кроме самолетов) для личного пользования.

Вместе с тем фиксируется снижение занятости. Ряд компаний либо сокращают персонал, либо вводят короткую трудовую неделю. В некотором смысле благоволит возрождению «челночного» бизнеса и снижение покупательной способности населения.

Конкурентными преимуществами «челноков» по отношению к розничной торговле являются низкие издержки и более оперативная реакция на изменения спроса, включая гибкую ценовую и ассортиментную политику.

Экономист проекта BEROC Катерина Борнукова считает, что действительно есть предпосылки для роста «челночного» бизнеса, но вряд ли он возродится в том виде, который имел в период рассвета в 90-е годы.

Источник — https://ru.freepik.com/

— На «бумаге» мы действительно видим рост спроса и предложения на «челноков». С одной стороны, имеются ограничения на поставку товаров в Беларусь, произошли разрывы привычных логистических цепочек, с другой — сокращение рабочей силы на предприятиях, этим людям надо чем-то заниматься. То есть они теоретически могут наладить поставки дефицитных товаров в Беларусь, — комментирует ilex Борнукова. — Но сегодня на практике у «челноков» есть ряд конкурентов. Например, интернет-магазины. К тому же недавно увеличили в 5 раз — до 1000 евро — лимит на заграничные посылки, которые не облагаются пошлиной. То есть у потребителей нет необходимости обращаться к «челнокам» за товаром, который можно самостоятельно купить на условном «алиэкспрессе». Отличие нынешнего времени от периода развала СССР состоит в том, что тогда многие потребительские товары в стране в принципе не производились. «Челноки» покрывали этот дефицит. Сейчас Беларусь сама закрывает потребности по большей части базовых товаров. Еще одним препятствием на пути «челноков» может стать суровое наказание за незарегистрированную предпринимательскую деятельность.

До сих пор самыми ходовыми товарами у «челноков» являются алкоголь и сигареты, а для тех, кто отправляется за границу на автомобиле, к этому списку можно добавить и топливо.

— Когда есть большая разница в ценах, то такой бизнес всегда будет существовать, — считает Борнукова. — Особенно это актуально для жителей приграничных районов Брестской и Гродненской областей. Поэтому если люди из этих регионов потеряют работу, то ничего не останется, как начать «челночить». Я даже допускаю, что власти могут создать в этой связи некоторые поблажки, чтобы стимулировать занятость и продажи товаров, которые попали под санкции.

Эксперт отмечает, что больше проблем будет с поставкой в Беларусь и Россию высокотехнологичных товаров, материалов, комплектующих, запчастей и так далее.

— Но мне кажется для этих товаров у «челноков» не будет хватать компетенций, — говорит экономист проекта BEROC. — Помимо того, что те же автозапчасти или полупроводники для электроники не так просто привезти физически, надо понимать, кто их купит. Да, какие-то стандартные решения могут поставлять, но не более того.

Недавно в России легализовали параллельный импорт. Такое решение позволит поставлять товары известных брендов в обход западных санкций. Эксперты же предупреждают о риске роста контрафакта зарубежной продукции, в том числе и в Беларуси.

—  Санкции способствуют росту «теневых» схем. Но надо понимать, что этот рост не будет соразмерен потерям в других аспектах, — считает Катерина Борнукова. — «Челноки» могут привезти и продать в Беларуси какое-то количество «айфонов». Но мне кажется, что это деятельность для более крупных субъектов хозяйствования, которые способны целыми фурами поставлять подсанкционные бренды или их подделки.  Но уникальные компоненты вряд ли таким способом можно закупить и привезти.