Вопрос: Организация-производитель в сентябре 2022 г. заключила договор поставки на свою продукцию, поименованную в приложении 1 к постановлению N 713. Стоимость продукции согласовали в спецификации к договору. Отпускные цены прейскурантом не утверждали, поскольку до принятия постановления N 713 такая продукция не была регулируемой. Партию для поставки изготовили в ноябре 2022 г. Последний раз аналогичную продукцию производили и продавали год назад. Нужно ли согласовывать отпускные цены на продукцию выпуска 2022 г.?

Ответ: Если продукция не новый потребительский товар и производитель хочет продать ее дороже, чем продавал раньше, цены надо согласовывать. А с 01.11.2022 — еще и подтверждать экономическими расчетами.

Обоснование: Постановлением N 713 с 19.10.2022 введено регулирование цен на ряд потребительских товаров, поименованных в приложении 1 к постановлению N 713 (далее — потребительские товары) (п. 1, абз. 4 п. 28 постановления N 713).

Так, для производителей установлена обязанность:

1) с 01.11.2022 составлять экономические расчеты, обосновывающие уровень отпускных цен на потребительские товары (абз. 2 ч. 1 п. 9, абз. 2 п. 28 постановления N 713).

Примечание
Форма расчета законодательством не установлена. Организация разрабатывает ее самостоятельно;

2) согласовывать с уполномоченными госорганами (госорганизациями) повышение отпускных цен на потребительские товары (установление отпускных цен на новые потребительские товары). Исключение — случаи, предусмотренные в п. 3 постановления N 713 (п. 2 постановления N 713). В частности, в согласовании нет необходимости:

— при поставке потребительских товаров по договорам с новыми покупателями или изменении условий поставки — если цены устанавливаются в размере, не превышающем применяемого на 19.10.2022, в соответствии с прейскурантом (иным аналогичным документом) и положением о скидках (подп. 3.2 п. 3, абз. 4 п. 28 постановления N 713);

— установлении отпускных цен на новые потребительские товары — если норматив рентабельности, который используется для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены на такие товары, не превышает 10% (подп. 3.4 п. 3, абз. 4 п. 28 постановления N 713).

Новыми потребительскими товарами в контексте постановления N 713 признаются новая (впервые произведенная) продукция и новый вид ранее выпускавшейся продукции.

Относится ли продукция к категории нового потребительского товара, изготовитель определяет самостоятельно, руководствуясь установленными критериями. В частности, к указанной категории причисляется продукция, которая уже выпускалась, но которой было присвоено новое обозначение или определение (наименование) по одному из закрепленных оснований (ч. 3 разъяснений МАРТ от 01.12.2022).

Из вышеизложенного следует, что применительно к продукции, которая ранее производилась, согласовывать цены не требуется только в двух случаях:

1) выпускаемая продукция относится к новому виду и отпускная цена на нее сформирована с рентабельностью максимум 10%;

2) продукция не является новым потребительским товаром и будет продаваться прежним или новым покупателям по цене, установленной на аналогичную продукцию, выпускавшуюся ранее, в соответствии с прейскурантом (иным подобным документом).

В приведенной ситуации не отмечено, что вновь изготовленной в ноябре текущего года продукции присвоено новое обозначение или определение, наименование (в связи с усовершенствованием либо модификацией ее свойств, параметров, признаков, характеристик, изменением области ее применения, или в связи с другими обстоятельствами, позволяющими признать ее новым видом ранее выпускавшейся продукции). Поэтому, полагаем, она не является для производителя новым потребительским товаром.

Таким образом, если производитель планирует продавать свою продукцию в текущем году дороже, чем в 2021 г., он обязан согласовать повышение отпускной цены. Если цены останутся на прежнем уровне, ничего согласовывать не надо. В то же время, поскольку в рассматриваемом случае производитель ранее не утверждал отпускные цены на свою продукцию прейскурантом либо иным аналогичным документом (по законодательству таковой необходим исключительно для регулируемых цен), на наш взгляд, с целью их обосновать целесообразно подобного рода документ оформить и зафиксировать в нем первоначальный уровень отпускных цен. Кроме того, в отношении изготовленной в ноябре текущего года продукции необходимо составить экономические расчеты (калькуляции), обосновывающие уровень отпускных цен, с расшифровкой статей затрат (абз. 2 ч. 1 п. 9 постановления N 713).

Примечание
Учет затрат, включаемых в себестоимость продукции для целей ценообразования, регулируется ЛПА по вопросам ценообразования, утвержденным руководителем (иным уполномоченным лицом) организации. Единообразный порядок формирования себестоимости в целях ценообразования определяет Инструкция N 71/15/50/68. Ее применяют тогда, когда иное не предусмотрено отраслевыми особенностями планирования и калькулирования себестоимости продукции, установленными республиканскими органами госуправления, иными госорганизациями, подчиненными Правительству (п. 1 — 4 Инструкции N 71/15/50/68).

Если повышение отпускной цены не согласуют или согласуют в меньшем размере, полагаем, производителю следует пересмотреть условия договора поставки, заключенного до вступления в силу постановления N 713, и привести их в соответствие с действующим порядком ценообразования.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex