Одной из обязанностей хозобщества, связанных с его аффилированными лицами, является обязанность общества вести учет своих аффилированных лиц <*>.

При этом, по нашему мнению, данная обязанность делится на две составляющие, а именно: во-первых, хозобщество должно все-таки вначале определить порядок ведения учета своих аффилированных лиц, причем на это напрямую указывает законодатель в ч. 3 ст. 56 Закона о хозобществах, и, во-вторых, уже непосредственно на основе данного порядка разработать и вести реестр (учет) своих аффилированных лиц.

При этом в отношении первой составляющей необходимо отметить, что она должна быть, на наш взгляд, реализована в рамках единого локального нормативного акта хозобщества, регламентирующего отношения с его аффилированными лицами. Иными словами, указанный единый локальный нормативный акт хозобщества, по нашему мнению, должен состоять из: а) порядка определения круга аффилированных лиц хозобщества; б) порядка направления письменных уведомлений аффилированным лицам хозобщества; в) порядка ведения учета (реестра) аффилированных лиц хозобщества.

Рассматривая возможный подход к интересующему нас учету, необходимо отметить, что в конкретном хозобществе он может вестись как на бумажных, так и на электронных носителях в зависимости от того, как определит данный вопрос ООО, ОДО, АО в локальном нормативном акте.

Кроме того, в указанном локальном нормативном акте, регламентирующем вопросы аффилированных лиц хозобщества, необходимо определить, какие данные об аффилированных лицах ООО, ОДО, АО подлежат учету и отражению в соответствующих учетных книгах общества.

По нашему мнению, обществу желательно иметь и отражать в данных учета следующие данные о его аффилированных лицах:

— точное полное наименование аффилированного лица — юрлица (так, как оно отражено в ЕГР);

— фамилию, имя, отчество физлица — аффилированного лица;

— место жительства (место нахождения) аффилированного лица;

— паспортные данные физлица — аффилированного лица;

— номер госрегистрации юрлица — аффилированного лица, ИП — аффилированного лица;

— о юрлицах, в уставных фондах которых аффилированные лица хозобщества единолично либо совместно с другими аффилированными лицами (в частности, применительно к физлицу со своими близкими родственниками и свояками) владеют или имеют право распоряжаться 20 и более процентами доли в уставном фонде (акций);

— о юрлицах, собственниками имущества которых являются аффилированные лица (применительно к физлицу это может быть общая совместная собственность физлица и его супруга (супруги));

— о юрлицах, в которых аффилированные лица занимают должности в органах управления либо являются управляющими (управляющей организацией);

— о сделках, совершенных ООО, ОДО, АО со своими аффилированными лицами.

Предлагаемый нами подход к сведениям, содержащимся в реестре аффилированных лиц хозобщества, с одной стороны, базируется на сути отношений и той необходимой минимальной информации, которой должно обладать хозобщество в отношении своих аффилированных лиц; с другой стороны, в его основе лежат положения ч. 4 и 6 ст. 56 Закона о хозобществах, в которых урегулированы те сведения (та информация), которые аффилированные лица обязаны доводить до общего собрания участников и (или) совета директоров (наблюдательного совета) хозобщества.

И раз указанная информация обязана предоставляться отраженным выше органам управления хозобщества, то, на наш взгляд, такая информация не должна быть разрозненной, а должна быть систематизирована и учтена «в одном месте», т.е. в реестре аффилированных лиц хозобщества.

Нельзя также не указать на то, что в локальном нормативном акте хозобщества, в котором будет урегулирован порядок ведения учета его аффилированных лиц, также должен быть указан орган хозобщества или его должностное лицо либо иной его работник, которому непосредственно поручено ведение учета (реестра) аффилированных лиц хозобщества и который непосредственно отвечает за осуществление указанного действия.

При этом мы отмечаем, что соответствующее лицо, которому поручено ведение реестра аффилированных лиц хозобщества, скорее всего, не должно быть поименовано персонально (хотя в законодательстве подобного ограничения нет), а должно быть «отражено» через занимаемую им в обществе должность и при этом, наряду с ведением реестра аффилированных лиц хозобщества, такое лицо, на наш взгляд, также должно заниматься определением круга указанных лиц и направлением им уведомлений о том, что они являются аффилированными лицами хозобщества.

Иными словами, мы считаем, что все вопросы, связанные с обязанностями хозобщества в связи с наличием у него аффилированных лиц, должны быть сконцентрированы у одного конкретного лица. (При этом мы еще раз отмечаем, что из законодательства такой подход не следует, а раз так, то конкретное хозобщество может посчитать для себя неприемлемым объединять все вопросы, связанные с аффилированными лицами хозобщества, в одних руках и может передать данные вопросы в качестве обязанностей разным органам или работникам хозобщества.)

Таковы обязанности хозобщества в связи с наличием у него аффилированных лиц, напрямую предусмотренные ч. 3 ст. 56 Закона о хозобществах.

Однако, наряду с указанными выше обязанностями, ст. 56, 57 Закона о хозобществах предусматривают и иные обязанности хозобщества в связи с его аффилированными лицами.

Например, хозобщество должно предусмотреть порядок, в рамках которого некоторые из категорий его аффилированных лиц должны представлять определенную информацию общему собранию участников и (или) совету директоров (наблюдательному совету) хозобщества <*>.

При этом мы считаем, что указанный в предыдущем абзаце порядок также должен стать частью локального нормативного акта общества, регламентирующего отношения аффилированных лиц хозобщества.

Читайте этот материал в ilex
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex