Все коммерческие организации в той или иной степени в зависимости от ряда факторов (вид осуществляемой деятельности, экономический климат в стране, эффективность руководства и др.) подвержены риску оказаться экономически не способными исполнять свои гражданские, административные и трудовые обязательства. Выражаясь экономическим языком, в такой ситуации обычно принято говорить о неплатежеспособности субъекта хозяйствования.

В настоящей статье будет рассмотрена сущность неплатежеспособности, алгоритм действий при ее выявлении на примере хозяйственного общества, аспекты ответственности, связанные с неплатежеспособностью.

Что представляет собой неплатежеспособность

Неплатежеспособность — неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по платежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений <*>. При этом Закон о банкротстве выделяет два вида неплатежеспособности, зависящие от степени ее устойчивости:
— неплатежеспособность, приобретающая устойчивый характер;
— неплатежеспособность, имеющая устойчивый характер.

Для того чтобы определить, является общество платежеспособным или нет и какой характер в последнем случае имеет его неплатежеспособность, необходимо обратиться к нормам постановления N 1672.

Постановлением N 1672 утверждены три финансовых коэффициента, характеризующие платежеспособность субъекта хозяйствования (далее — Коэффициенты):
— коэффициент текущей ликвидности (К1);
— коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2);
— коэффициент обеспеченности обязательств активами (К3).

Для расчета каждого из коэффициентов необходимо обратиться к данным бухгалтерского баланса хозяйственного общества и нормам Инструкции.

Согласно п. 6 Инструкции коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность хозяйственного общества краткосрочными активами для погашения краткосрочных обязательств и рассчитывается по формуле:

где КА — краткосрочные активы (строка 290 бухгалтерского баланса),
а КО — краткосрочные обязательства (строка 690 бухгалтерского баланса).

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в соответствии с п. 7 Инструкции характеризует наличие у хозяйственного общества собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости, и рассчитывается по формуле:

где СК — собственный капитал (строка 490 бухгалтерского баланса),

ДО — долгосрочные обязательства (строка 590 бухгалтерского баланса),

ДА — долгосрочные активы (строка 190 бухгалтерского баланса),

КА — краткосрочные активы (строка 290 бухгалтерского баланса).

Коэффициент обеспеченности обязательств активами, как гласит п. 8 Инструкции, характеризует способность хозяйственного общества рассчитываться по своим обязательствам и рассчитывается по формуле:

где КО — краткосрочные обязательства (строка 690 бухгалтерского баланса),

ДО — долгосрочные обязательства (строка 590 бухгалтерского баланса),

ИБ — итог бухгалтерского баланса (строка 300), оно же общая стоимость активов.

Постановлением N 1672 утверждены нормативные значения коэффициентов платежеспособности, дифференцированные по видам экономической деятельности. Так, согласно п. 3 указанного постановления, если К1 и К2 равны нормативным значениям или превышают их, а К3 не превышает значения 1 (1,2 для лизинговых организаций) — хозяйственное общество считается платежеспособным.

Неплатежеспособность, приобретающая устойчивый характер, имеет место в случае, если одновременно:
— К1 и К2 на конец отчетного периода имеют значения менее нормативных в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последней бухгалтерской отчетности;
— значение К3 менее нормативного или равное ему <*>.

Неплатежеспособность имеет устойчивый характер в одном из следующих случаев:
— К1 и К2 на конец отчетного периода имеют значения менее нормативных в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последней бухгалтерской отчетности, а К3 имеет значение более нормативного на дату составления последней бухгалтерской отчетности;
— на дату составления последней бухгалтерской отчетности значение К3 более 1 (более 1,2 для лизинговых организаций) <*>.

Кто может выявить признаки неплатежеспособности

Согласно п. 1 ст. 15 Закона N 57-З в состав годовой и промежуточной (за исключением месячной) отчетности коммерческих организаций входит:
— бухгалтерский баланс;
— отчет о прибылях и убытках;
— отчет об изменении собственного капитала;
— отчет о движении денежных средств;
— примечание к отчетности.

Стоит сразу оговориться, что в соответствии со ст. 14 Закона N 57-З по общему правилу от организаций требуется составление только годовой отчетности. Таким образом, в организациях, где промежуточная отчетность в силу отсутствия требования законодательства или соответствующего решения собственника (иного уполномоченного органа) не составляется, во-первых, установить факт наличия неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер, практически невозможно, во-вторых, установить факт наличия неплатежеспособности, имеющей устойчивый характер, возможно только в том случае, если значение К3 по итогам года превысит 1 (1,2 для лизинговых организаций).

Как уже ранее говорилось, для расчета Коэффициентов необходим доступ к бухгалтерской отчетности хозяйственного общества. Следовательно, по мнению автора, первое должностное лицо, которому должно быть известно о том, что Коэффициенты не соответствуют нормативным, это главный бухгалтер — лицо, составляющее бухгалтерскую отчетность хозяйственного общества и руководящее бухгалтерским учетом в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона N 57-З.

Зачастую бухгалтеры представляют расчет Коэффициентов в примечании к отчетности (как правило, тогда, когда заранее известно, что хозяйственное общество платежеспособно). Тем не менее нормы постановления Минфина N 104 не устанавливают обязанности представлять в составе бухгалтерской отчетности в том числе расчет Коэффициентов. В любом случае специалист с образованием в сфере бухгалтерского учета, безусловно, еще при составлении бухгалтерского баланса без расчета Коэффициентов сможет сделать вывод на предмет того, однозначно ли хозяйственное общество платежеспособно или нет.

Доступ к бухгалтерской отчетности имеет также директор хозяйственного общества (лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, либо лицо, возглавляющее коллегиальный исполнительный орган) как должностное лицо, в обязанности которого согласно п. 3 ст. 7 Закона N 57-З входит организация бухучета (а также утверждение промежуточной отчетности). Директор, таким образом, второе лицо после главного бухгалтера, которому должно быть известно о неплатежеспособности хозяйственного общества. Если бухгалтером расчет Коэффициентов не осуществлялся, то, в принципе, даже общих знаний теории и практики бухгалтерского учета достаточно для того, чтобы у лица, ознакомившегося с данными бухгалтерского баланса, возникли сомнения в платежеспособности хозяйственного общества.

Третьим лицом, имеющим возможность обнаружить признаки неплатежеспособности хозяйственного общества, является его ревизор (ревизионная комиссия) <*>.

Ревизор по меньшей мере раз в год должен проводить ревизию финансово-хозяйственной деятельности хозяйственного общества и по итогам такой ревизии составлять заключение, без которого общее собрание участников (акционеров) хозяйственного общества не может утверждать годовые отчеты, годовую бухгалтерскую отчетность, а также распределять прибыль и убытки.

Исходя из положений ч. 9 ст. 59 и ч. 1 ст. 60 Закона о хозобществах, можно сделать вывод о том, что независимо от положений устава конкретного хозяйственного общества ревизор вправе знакомиться с документами бухгалтерского учета и отчетности. Представляется вполне логичным, что ревизор в рамках ревизии может произвести расчет Коэффициентов. Более того, полагаем, такой расчет также желательно включать в заключение ревизора в случае, если он не содержится в примечании к бухгалтерской отчетности.

Наконец, возможность знакомиться с бухгалтерской отчетностью хозяйственного общества имеют его участники (акционеры) как единолично, так и коллективно как орган управления. Общее собрание участников (акционеров) утверждает годовую бухгалтерскую отчетность хозяйственного общества, которая представляется для утверждения уполномоченным лицом на годовое общее собрание участников (акционеров). Что касается акционерных обществ, то в соответствии с ч. 1 ст. 72 Закона о хозобществах при намерении принять решение о выплате дивидендов по итогам квартала общему собранию представляется также квартальная бухгалтерская отчетность.

Относительно индивидуально участников (акционеров) хозяйственного общества стоит заметить, что хоть Закон о хозобществах и наделяет таких лиц правом получать информацию о деятельности хозяйственного общества и знакомиться с его документацией, однако квартальные бухгалтерские балансы (в отличие от годовых) в перечень такой документации в соответствии с ч. 1 ст. 63 Закона о хозобществах не включены. Следовательно, для того чтобы участник (акционер) хозяйственного общества имел весь спектр возможностей для определения платежеспособности хозяйственного общества, право на ознакомление с промежуточной бухгалтерской отчетностью необходимо закрепить в уставе общества.

Порядок действий при обнаружении факта неплатежеспособности

В законодательстве как таковой алгоритм действий при обнаружении факта неплатежеспособности не регламентирован. Связано это с тем, что обнаружение факта неплатежеспособности хозяйственного общества в соответствии со ст. 9 Закона о банкротстве не налагает на хозяйственное общество обязанность подать заявление о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) (далее — заявление должника), а лишь предоставляет право на подачу такого заявления. Именно поэтому речь о каком-либо алгоритме действий может идти лишь с точки зрения мер рекомендуемого, а не должного.

При любых обстоятельствах логично, что о факте неплатежеспособности хозяйственного общества должен знать его директор. Помимо того, что такую информацию всегда можно передать устно, об установленном факте неплатежеспособности можно, и даже нужно, также сообщить документально. Бухгалтер, как и любой иной сотрудник хозяйственного общества, может сделать это в форме докладной записки. Ревизор и участник (акционер) общества могут сообщить подобную информацию в форме обычного письма в адрес директора общества. В хозяйственных обществах, в которых не создано совета директоров (наблюдательного совета), директору можно сообщить информацию о неплатежеспособности одновременно с требованием на этом основании созвать и провести внеочередное общее собрание участников (акционеров) хозяйственного общества.

Обратите внимание!
Требовать созыва внеочередного общего собрания участников (акционеров) хозяйственного общества вправе участник(и) (акционер(ы)), обладающий в совокупности не менее чем 10% доли (акций), если уставом хозобщества не предусмотрен меньший размер доли для созыва общего собрания участников (акционеров). А в хозяйственных обществах, в которых сформирован совет директоров (наблюдательный совет), требования о созыве внеочередного общего собрания участников (акционеров) необходимо направлять указанному органу, а не директору.

Вопрос о дальнейших действиях отдается на откуп директору. Во-первых, потому, что указанное лицо подписывает заявление должника при его подаче. Во-вторых, в хозяйственных обществах, действующих без совета директоров (наблюдательного совета), именно директор уполномочен на созыв общего собрания участников (акционеров) общества.

Почему важно, чтобы обнаружение факта неплатежеспособности в конечном счете привело к проведению общего собрания участников (акционеров) общества?

Во-первых, представляется разумным, чтобы об этом знали участники (акционеры), так как неплатежеспособность общества впоследствии способна сыграть решающую роль в юридической судьбе общества. Во-вторых, до подачи заявления должника общему собранию участников (акционеров) хозяйственного общества необходимо разработать меры по досудебному оздоровлению либо принять решение о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления.

На заметку
Протокол общего собрания участников (акционеров) или решение единственного участника (акционера) в соответствии с нормами ст. 28 Закона о банкротстве должны быть приложены к заявлению должника. Помимо этого, к заявлению также должен быть приложен оригинал (нотариально заверенная копия) решения о подаче заявления.

Таким образом, при установлении факта неплатежеспособности хозяйственного общества рекомендуется в любом случае созвать общее собрание участников (акционеров) общества (инициировать принятие решения единственным участником (акционером)) для того, чтобы решить, подавать ли в суд заявление должника. Одновременно при принятии решения о подаче такого заявления рекомендуется рассмотреть вопрос о проведении досудебного оздоровления.

Ответственность при неплатежеспособности хозяйственного общества

Если неплатежеспособности еще нет, то стоит остановиться на положениях ст. 238 УК, предусматривающей ответственность за подачу в суд заявления юридического лица о банкротстве и иных документов, содержащих заведомо недостоверные сведения о неплатежеспособности такого лица, имеющей или приобретающей устойчивый характер, в целях признания этого лица банкротом. Совершение указанного преступления, в принципе, невозможно без указания недостоверных сведений в бухгалтерском балансе хозяйственного общества, что автоматически предполагает преступный сговор бухгалтера, директора и участников (акционеров) общества (опционально — и ревизора), если только не имеет места прямой подлог документов.

Когда неплатежеспособность имеет место на самом деле, следует обратить внимание на нормы ст. 239 УК, предусматривающей ответственность за сокрытие факта неплатежеспособности юридического лица путем представления сведений, не соответствующих действительности, подделки документов, искажения бухгалтерской отчетности или иным способом. Ситуация абсолютно противоположная последней, но характеризуется дополнительным квалифицирующим признаком — наличие ущерба кредитору (кредиторам) общества в крупном размере.

Стоит заметить, что неплатежеспособность еще не означает экономической несостоятельности (банкротства), следовательно, лицо, по вине которого наступила неплатежеспособность, может и не быть виновным в последующей экономической несостоятельности (банкротстве). Многое здесь зависит от последующих действий хозяйственного общества. В частности, принимаются ли меры по восстановлению платежеспособности общества либо из него стремительно выводятся активы в целях спасения чего-либо «с тонущего корабля». В этом контексте стоит упомянуть, во-первых, положения п. 2 ст. 12.13 КоАП, устанавливающего ответственность за сокрытие, отчуждение, повреждение или уничтожение имущества юридического лица, неплатежеспособность которого имеет или приобретает устойчивый характер, с целью сорвать или уменьшить возмещение убытков кредитору (кредиторам). За примерно схожие действия, повлекшие причинение ущерба кредитору (кредиторам) в крупном размере, предусмотрена ответственность ст. 241 УК. Наиболее часто подобные случаи проявляются в форме отчуждения дорогостоящего имущества по значительно заниженной цене в пользу аффилированных лиц, лиц, являющихся в соответствии с налоговым законодательством взаимозависимыми, а также лиц, входящих в одну группу, в соответствии с законодательством о противодействии монополистической деятельности.

Касаемо субсидиарной ответственности стоит напомнить, что в соответствии с положениями ч. 2 п. 3 ст. 52 ГК, собственник имущества юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), его учредители (участники) или иные лица, в том числе руководитель юридического лица, имеющие право давать обязательные для этого юридического лица указания либо возможность иным образом определять его действия, несут субсидиарную ответственность при недостаточности имущества юридического лица только в случае, когда экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица была вызвана виновными (умышленными) действиями таких лиц, если иное не установлено законодательными актами. Указанная норма ранее предоставляла кредиторам и антикризисному управляющему достаточно много «творческой свободы» для обоснования причин привлечения того или иного лица к субсидиарной ответственности при подаче соответствующего иска.

Со вступлением в силу Декрета N 7 теперь строго регламентировано, что субсидиарная ответственность возлагается только в случае, если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица была вызвана виновными (умышленными) действиями лиц, имеющих право давать обязательные указания юридическому
лицу <*>. Указанная норма существенно затруднила процесс привлечения к субсидиарной ответственности в связи с необходимостью истца доказывать факт совершения умышленных виновных действий, повлекших экономическую несостоятельность (банкротство). В частности, теперь даже заключение финансовой экспертизы о том, что неплатежеспособность наступила по вине того или иного лица, не дает оснований привлекать к субсидиарной ответственности без наличия факта доказанности умысла.

На практике заинтересованные лица предпочитают обращаться в правоохранительные органы с целью проверить деятельность коммерческой организации на предмет наличия признаков преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства) или препятствования возмещению убытков кредитору (кредиторам). В подобном случае при возбуждении уголовного дела бремя доказывания вины ляжет на органы государственного обвинения, а кредитор (антикризисный управляющий) при вынесении обвинительного приговора получит доказательство вины лица, по вине которого была вызвана экономическая несостоятельность (банкротство).