Постановлением Минфина от 31.05.2023 N 29 «О косвенном (через третьих лиц) владении» (далее — постановление N 29) установлены критерии для признания в качестве бенефициарного или иного владельца. Указанный НПА вступил в силу с 23.07.2023.

1. Сфера правового регулирования постановления N 29

Постановлением N 29 определены следующие положения в сфере регулирования рынка ценных бумаг:

1. Критерий для признания организации в качестве иного владельца эмитента, профессионального участника рынка ценных бумаг (далее — профучастник) (подп. 1.1 п. 1 постановления N 29).

2. Критерий для признания физлица, не являющегося собственником имущества эмитента, профучастника либо не владеющего не менее чем 10 процентами долей в уставном фонде (акций, паев) эмитента, профучастника, в качестве бенефициарного владельца эмитента, профучастника (подп. 1.2 п. 1 постановления N 29).

3. Основания для признания наличия косвенного (через третьих лиц) владения долями в уставном фонде (акциями, паями) эмитента, профучастника (подп. 1.3 п. 1 постановления N 29).

4. Порядок расчета доли находящегося в косвенном (через третьих лиц) владении бенефициарного владельца эмитента, профучастника имущества в виде долей в уставном фонде (акций, паев) эмитента, профучастника (подп. 1.4 п. 1 постановления N 29).

Определение вышеуказанных положений в законодательстве о регулировании рынка ценных бумаг необходимо в целях реализации норм Закона о рынке ценных бумаг, действующих с 23.07.2023.

2. О понятиях «бенефициарный владелец» и «иной владелец»

Отметим, что понятия «бенефициарный владелец» и «иной владелец» применительно к сфере регулирования рынка ценных бумаг появились с 23.07.2023 в связи с внесением изменений и дополнений в Закон о рынке ценных бумаг Законом N 197-З. Определения указанных понятий даны в абз. 3, 19 ч. 1 ст. 1 Закона о рынке ценных бумаг.

Понятие «бенефициарный владелец (собственник)» не является новым для законодательства Республики Беларусь. Так, банковское законодательство и законодательство о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансировании террористической деятельности и финансировании распространения оружия массового поражения и ранее содержали определения данного понятия в целях своего правового регулирования (абз. 2 ч. 1 ст. 1 Закона N 165-З, ч. 3 ст. 34 БК, ч. 1 п. 153 Инструкции о порядке осуществления депозитарной деятельности).

С точки зрения концепции «бенефициарного владения» под бенефициаром или бенефициарным собственником / бенефициарным владельцем понимается реальный собственник юрлица, т.е. тот, кому доли в уставном фонде (акции, паи) юрлица принадлежат не юридически, а фактически, что в конечном счете дает бенефициару возможность оказывать влияние на принятие юрлицом решений. Отличительной особенностью данного понятия является то, что бенефициаром всегда является конкретное физлицо, что и закреплено в абз. 3 ч. 1 ст. 1 Закона о рынке ценных бумаг.

В свою очередь иным владельцем может быть как физ-, так и юрлицо, при этом понятие «иной владелец» используется в качестве вспомогательного (промежуточного) для понятия «бенефициарный владелец», что следует из анализа нормы абз. 19 ч. 1 ст. 1 Закона о рынке ценных бумаг.

Понятия «бенефициарный владелец» и «иной владелец», используемые в Законе о рынке ценных бумаг для правового регулирования определенных правоотношений и отражения фактического владения долями в уставном фонде (акциями, паями) юрлица, следует отличать от понятия «владелец», определение которого дано в абз. 5 ч. 1 ст. 1 Закона о рынке ценных бумаг и которое отражает суть юридического, а не фактического владения долями в уставном фонде (акциями, паями) юрлица.

3. Где именно используются понятия «бенефициарный владелец» и «иной владелец» в законодательстве о рынке ценных бумаг

3.1. Сведения в проспекте эмиссии эмиссионных ценных бумаг (акций, облигаций).

Сведения о бенефициарных владельцах эмитента необходимо в обязательном порядке указывать в проспекте эмиссии эмиссионных ценных бумаг (акций, облигаций) (абз. 7 ч. 5 ст. 16 Закона о рынке ценных бумаг), в связи с чем эмитенту акций или облигаций придется досконально изучать структуру своих собственников (участников, акционеров), а в отношении собственников (участников, акционеров) — юрлиц, запрашивать у них дополнительно информацию о структуре их собственников (участников, акционеров).

3.2. Требования к бенефициарным и иным владельцам профучастника.

Так, физлицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость, причастное к осуществлению, финансированию или иному пособничеству в осуществлении террористической, экстремистской деятельности, а также к легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию террористической деятельности и финансированию распространения оружия массового поражения, не вправе являться бенефициарным или иным владельцем профучастника (ч. 10 ст. 28 Закона о рынке ценных бумаг). Введение в законодательство данного ограничения потребует от профучастников тщательного пересмотра и проверки структуры своих собственников (участников, акционеров).

3.3. Уведомление о бенефициарном или ином владении профучастником.

Для бенефициаров и иных владельцев профучастника установлено требование о направлении соответствующего уведомления профучастнику и в уполномоченное структурное подразделение республиканского органа государственного управления, осуществляющего государственное регулирование рынка ценных бумаг (далее — Департамент по ценным бумагам) о бенефициарном или ином владении профучастником (ч. 11 ст. 28 Закона о рынке ценных бумаг). Порядок и сроки направления указанного уведомления регулируются нормами п. 23-1 Инструкции о порядке раскрытия информации на рынке ценных бумаг. Стоит отметить, что направление указанного уведомления касается только профучастников (абз. 39 ч. 1 ст. 1 Закона о рынке ценных бумаг), а не эмитентов (абз. 54 ч. 1 ст. 1 Закона о рынке ценных бумаг).

Определено, что в случае если уведомление не получено профучастником или из указанного уведомления следует, что бенефициарный или иной владелец профучастника не соответствует требованиям, установленным Минфином, доли в уставном фонде (акции, паи), принадлежащие этому лицу, при определении кворума для проведения общего собрания акционеров (участников) профучастника не учитываются до представления указанного уведомления бенефициарным или иным владельцем, который соответствует требованиям, установленным Минфином (ч. 13 ст. 28 Закона о рынке ценных бумаг).

3.4. Запрос и представление информации о бенефициарных и иных владельцах профучастника.

Минфин и Департамент по ценным бумагам имеют право запрашивать и получать информацию о бенефициарных и иных владельцах профучастника (ч. 12 ст. 28 Закона о рынке ценных бумаг). При этом следует отметить, что реализация данного права возможна только в отношении профучастника, но не эмитента.

Профучастник (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций) обязаны представлять в Департамент по ценным бумагам информацию о лицах, являющихся его бенефициарными и иными владельцами, в порядке и сроки, установленные нормами подп. 13.3 п. 13, ч. 3 подп. 13.5. п. 13, ч. 1 п. 14, п. 40 Инструкции о порядке раскрытия информации на рынке ценных бумаг; раздел V формы 4 «Информация о деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг» (ч. 14 ст. 28 Закона о рынке ценных бумаг).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex