В Беларуси существует устоявшаяся практика применения конфискации предмета административного правонарушения по административным таможенным правонарушениям. Наиболее частые из них по нашему мнению — недекларирование <1> и недостоверное декларирование товара <2>, использование в нарушение установленного порядка на таможенной территории ЕАЭС транспортных средств международной перевозки, зарегистрированных на территории иностранного государства <3>. Кроме того, сохраняется практика прекращения административного процесса в отношении неустановленного лица, что влечет обращение изъятых товаров в доход государства.

При этом 16 октября 2017 Советом Министров Республики Беларусь в Палату представителей Республики Беларусь внесен проект Закона (далее — Проект) <4>, при принятии которого в предложенном варианте практика наложения административных взысканий должна претерпеть существенные изменения.

Административный процесс при неустановлении лица, подлежащего привлечению к административной ответственности

Актуальная практика

Когда таможня устанавливает, что декларант представил недостоверные сведения о товарах, недействительные документы для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижения их размера <5>, обычно подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению заканчивается вынесением постановления о прекращении дела об административном правонарушении в связи с неустановлением лица, виновного в совершении административного правонарушения.

При этом в процессе подготовки дела об административном правонарушении перемещаемые товары изымаются в качестве предмета административного правонарушения на срок до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении <6>. Постановление о прекращении дела об административном правонарушении вступает в законную силу с момента его вынесения <7>.

Непосредственно предоставляет в таможню товаросопроводительные документы (CMR-накладная и инвойс грузоотправителя), как правило, перевозчик.

При этом при принятии груза от грузоотправителя перевозчик обязан проверить только:

— точность указаний в накладной относительно числа грузовых мест, а также их разметки и номеров;

— внешнее состояние груза и его упаковки <8>.

В то же время грузоотправитель до передачи груза обязан присоединить к накладной или представить в распоряжение перевозчика необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей.

Проверка правильности и полноты этих документов не является обязанностью перевозчика. Грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком за любой ущерб, который может причинить отсутствие, недостаточность или неправильность этих документов и сведений <9>.

Таким образом, в соответствии с нормами вышеупомянутой Конвенции, таможня, установив признаки недостоверного декларирования, административный процесс в отношении перевозчика не начинает.

Таможне известны все участники правоотношений — грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель. Она располагает сведениями о собственнике товара и лице, которое предоставило товаросопроводительные документы перевозчику. Несмотря на это, при недостоверном декларировании таможня часто не может установить конкретное лицо, виновное в совершении административного правонарушения, и выносит постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

На первый взгляд может показаться, что вынесение такого постановления — благоприятный исход для собственника товара. К сожалению, в рассматриваемой ситуации это не так.

При вынесении таможней постановления о прекращении дела об административном правонарушении в связи с неустановлением лица, совершившего административное правонарушение, материалы административного правонарушения направляются в суд для принятия решения об обращении в доход государства имущества, являющегося предметом административного правонарушения.

В то же время в течение пятнадцати дней постановление о прекращении дела об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются соответствующим постановлением вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, прокуратуру или суд.

Материалы, имеющие отношение к административному правонарушению, рассматриваются судом в судебном заседании, по результатам которого выносится одно из следующих решений <10>:

1) об обращении товаров в доход государства;

2) об отказе в обращении товаров в доход государства.

Пример

Судом одного из районов города Минска в сентябре 2017 года вынесено постановление, в соответствии с которым изъятые таможней товары были обращены в доход государства.

Суд установил, что перевозчиком таможне были предоставлены документы, содержащие недостоверные сведения о стоимости товара, которые дали основания для занижения размера таможенных платежей, подлежащих уплате.

При этом таможне не представилось возможным установить лицо, подлежащее привлечению к административной ответственности в пределах срока подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению <11>.

Суд пришел к выводу, что административный процесс правомерно не был начат в отношении перевозчика, факт занижения стоимости декларируемого товара был установлен и на основании вышеизложенного вынес постановление об обращении товаров в доход государства.

Основанием для отказа в обращении в доход государства имущества, вещей, предметов является наличие обстоятельств, исключающих административный процесс <12>.

В то же время собственник товара не может самостоятельно обжаловать постановление суда об обращении товаров в доход государства, так как не является лицом, в отношении которого постановление вынесено <13>, что значительно усложняет процесс обжалования.

Способом обжалования постановления суда об обращении товаров в доход государства является обращение в прокуратуру для вынесения прокурором протеста.

Таким образом, для обжалования судебного постановления об обращении товаров в доход государства собственнику товара необходимо убедить прокурора в незаконности постановления, а прокурору впоследствии необходимо будет убедить в незаконности постановления вышестоящий суд.

Планируемые изменения

Проект <14> предусматривает, что в случае прекращения производства по делу по ч. 3 ст. 14.5 КоАП материалы, имеющие отношение к административному правонарушению не будут направляться в суд для принятия решения об обращении товаров в доход государства. При этом Конституцией <15> гарантируется защита собственности, приобретенной законным путем и запрет на ее принудительное отчуждение, за исключением ее осуществления согласно постановлению суда.

При обретении Проектом юридической силы изъятый таможней в связи с недостоверным декларированием товар не будет обращаться в доход государства при прекращении подготовки дела об административном правонарушении вынесением постановления о прекращении в связи с неустановлением лица, виновного в совершении административного правонарушения.