Длительное время в Беларуси при грузоперевозках повсеместно применялись бумажные накладные. Информация в сопроводительные документы вносилась вручную, что приводило к ошибкам в управленческом и бухгалтерском учете, а также к длительному ожиданию оригиналов. В 2021 году с введением нового механизма маркировки товаров и системы прослеживаемости оформление электронных накладных (ЭТН и ЭТТН) стало обязательным при обороте товаров, маркированных незащищенными средствами идентификации (п. 3 Положения о маркировке товаров средствами идентификации N 243) и подлежащих прослеживаемости (п. 14 Положения N 496). Данные нововведения затронули не только реализаторов товаров, но и сферу логистики, включающую закупку, перевозку, продажу и хранение грузов, а также управление потоками финансов и сопутствующей информацией. Александр Козел, заместитель директора по логистике компании Bigtarget рассказал о том, с какими нюансами при оформлении ЭТН сталкиваются логисты и грузоперевозчики.

– Добрый день, Александр. Переход на ЭТН должен был избавить участников логистической цепочки от бумажной волокиты. Оправдались ли ожидания грузоперевозчиков и логистов?

– По сути, данные нововведения больше коснулись реализаторов определенной группы товаров. В сфере логистики и грузоперевозок малого бизнеса практически ничего не изменилось. Конечно, первое время все находились в растерянности, сопротивлялись изменениям, не понимали, как правильно оформлять ЭТН. Но со временем разобрались, и теперь проблем нет.

Справочно
В процессе оформления и обмена электронными накладными участвуют грузоотправитель, грузополучатель, EDI-провайдер, перевозчик (если между ним, грузоотправителем и грузополучателем достигнуто соглашение об участии в ЭДО). Чтобы начать обмен ЭТН следует выбрать аттестованного EDI-провайдера и заключить с ним договор, оформить электронную цифровую подпись (ЭЦП), а также базовый атрибутный сертификат и получить GLN-номер (а грузоотправителю дополнительно – GTIN).
ЭДО фиксирует сведения о вводе в оборот, принятии к поставке, этапах грузоперевозки, отгрузке, которые необходимо передавать в государственные органы, а, значит, обеспечивает прослеживаемость и контроль всей цепочки поставок товара.
Как передать/получить ЭТН?
Создать накладную в электронном виде – подписать ее ЭЦП/базовым атрибутным сертификатом – передать грузополучателю через EDI-провайдера – сохранить ЭТН.
Действия грузополучателя при поступлении ЭТН.
Зафиксировать дату и время получения ЭТН от провайдера – сохранить подписанную грузоотправителем ЭТН в электронном виде – проверить подлинность и целостность документа – сформировать и подписать с помощью ЭЦП извещение о получении ЭТН – передать извещение грузоотправителю в виде электронного сообщения через EDI-провайдера – сохранить подписанное грузополучателем извещение о получении ЭТН в электронном виде.

– Для государства плюсы ЭТН очевидны: прозрачность транзакций участников транспортно-логистической цепочки, полнота уплаты налогов. А как насчет бизнеса?

– При отсрочке платежа оплата производится по мере оформления перевозочных документов. При стандартном документообороте мы ожидаем возврата подписанного оригинала бумажной накладной. В ЭДО все необходимые данные доступны мгновенно, а значит, оснований для затягивания платежа нет.

Удобно, что отпала необходимость приобретать бланки товарных накладных в «Белбланквыд», а ЭТН доступна к редактированию в любое время. Еще один плюс – передвижение груза отслеживается даже при сложных составных маршрутах. Опять же – внесение ошибочных данных в документ при использовании ЭДО исключено.

Ранее для хранения внушительного объема грузосопроводительных документов необходимо было найти место (например, арендовать склад). Теперь ЭТН просто находятся на сервере.

Как выглядит пакет документов для водителя после перехода на ЭТН? Какие документы он предъявляет инспектору? 

 – Кроме ЭТН, на материальном носителе водитель должен иметь с собой распечатанный реестр накладных (далее – реестр). Как правило, у представителей ГАИ и Транспортной инспекции к такому перечню документов вопросов не возникает.

Для перевозчиков и логистов оформление реестра привычно: он не только подтверждает оказываемую услугу, но и помогает водителю держать в поле зрения перечень точек загрузки/разгрузки, их адреса, номенклатуру товаров и прочие данные, полезные в пути.

Мы часто дополнительно к ЭТН делаем ее копии на бумаге (как правило, по количеству участников процесса грузоперевозки). Нам так просто удобнее. У водителя не всегда есть доступ к ЭДО, а отметить приемку груза и его соответствие документам, необходимо. 

Что касается крупных ретейлеров, то при доставке товаров в пункты выдачи Wildberries, например, водитель скачивает на смартфон мобильное приложение маркетплейса, интегрированное с ЭДО. Представителю ГАИ или Транспортной инспекции в этом случае достаточно предъявить только Реестр, остальные данные доступны в приложении.

Отмечу, что крупные торговые сети уже полностью перешли на ЭТН вне зависимости от группы товаров. Все их бизнес-процессы автоматизированы. 

Справочно
Требование об оформлении реестра в бумажном виде при перемещении груза с оформлением ЭТН содержит Постановление Совмина № 599 от 09.07.2013 г. «О некоторых вопросах создания товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов»). Поскольку реестр не является первичным учетным документом утвержденной формы, он может быть дополнен необходимыми данными на усмотрение составителя.
Исходя из того, что реестр должен храниться как у грузоотправителя, так и перевозчика, грузоотправителю целесообразно оформлять его минимум в двух экземплярах.
Заполненный реестр и ЭТН на материальном носителе (планшет, ноутбук, usb-флеш накопитель и пр.) предъявляются перевозчиком представителям контролирующих органов по требованию.
Хранить реестр на бумажном носителе следует не менее трех лет (см. п. 177 Приложения №1 к постановлению Минюста РБ от 24.05.2012г. № 140 «О некоторых мерах по реализации Закона РБ от 25 ноября 2011 года «Об архивном деле и делопроизводстве в РБ»).

Используете ли в своей деятельности ЭДО?

Да. Мы активно практикуем подписание актов выполненных работ в электронном виде. ЭДО существенно облегчил работу логиста – теперь ему достаточно нажать на кнопку, и акт уже отправлен на подписание. Не нужно тратить время и физически отслеживать получение ответа.

Как видим, бумажные документы в логистике и грузоперевозках все еще в ходу. Причина не только в том, что самые благие начинания могут разбиться о силу привычки, но и в том, что оформление ЭТН на сегодняшний день касается только определенной группы товаров и не является обязательным. Вместе с тем, госпрограмма «Цифровое развитие Беларуси 2021-2025» предусматривает увеличение доли ЭДО, а значит, постепенно бумага будет вытесняться цифрой во всех сферах бизнеса. К этому стоит готовиться уже сейчас.