Сегодня во всем мире много внимания уделяют защите животных как на уровне государства, так и по инициативе неравнодушных граждан. Повсеместно действуют волонтерские организации, общественные движения, благотворительные фонды. Существует даже Всемирное общество защиты животных (англ. World Animal Protection) — международная некоммерческая зоозащитная организация, которая осуществляет свою деятельность более чем в 150 странах мира и объединяет более 900 организаций.

Но так было не всегда… Вы когда-нибудь слышали о том, что в Средневековье животных судили за убийство, колдовство или содомию? Как это было возможно и какие наказания к ним применяли? Давайте вместе рассмотрим, что известно об истории и особенностях судов над животными в Европе с XII по XVIII век: какие животные чаще всего попадали под суд, какие аргументы использовали их адвокаты и прокуроры, какие свидетели вызывались и какие протоколы велись.

История и причины

В средневековой Европе была распространена необычная практика — судебные процессы над животными, которых обвиняли в причинении вреда людям или имуществу. Эти процессы поражают своей абсурдностью и наивностью, но также отражают особенности правосудия и мировоззрения того времени.

Суды над животными преимущественно велись в XII — XVIII веках. Предположительно, они происходили и раньше, но архивные записи об этом не сохранились. Первый задокументированный случай датируется 1266 г.: во Франции был приговорен к смерти кабан, который убил ребенка. По разным данным до наших времен дошли сведения о 92 судебных процессах над животными, состоявшихся во Франции в этот период.

Что могло стать причиной того, что люди той эпохи решили судить животных? Обычно называют несколько оснований для начала такой практики.

1. Уважение к закону, которое прививалось и воспитывалось столетиями. В Европе закон был высшим авторитетом, ему подчинялись все без исключения. Животных же рассматривали как существ, которые сознают то, что они делают, и поэтому обязаны отвечать, подобно людям, на основании общих законов, за всякое свершенное ими преступление и за всякий причиненный ими имущественный вред.

2. Религиозное мировоззрение. Церковь учила, что все твари Божьи имеют право на жизнь и благословение. Это право может быть отнято у них только по постановлению законной власти и только, если животные злоупотребляют этим правом и причиняют человеку вред. Если животное было признано виновным, то его могли отлучить от церкви, что считалось тяжким наказанием.

3. фактор. Суды над животными были своего рода способом возмездия за причиненный ущерб или страдание. В те времена люди часто сталкивались с опасностью со стороны как диких, так и домашних животных, которые могли нападать на них или их скот. Суды над животными давали возможность выразить общественное возмущение и облегчить душу. Помимо прочего, суды над животными могли иметь и символическое значение — предупреждали других потенциальных «преступников» и демонстрировали справедливость и порядок в обществе.

Судебный процесс

Суды над животными проходили по всем правилам: с адвокатами, свидетелями, присяжными и прочими судебными формальностями. Уголовные процессы велись в отношении свиней, козлов, коз, быков, коров, мулов, лошадей, кошек, собак, петухов. Животные привлекались к судебному следствию, и наказания присуждались за такие преступления, как убийство или причинение ран людям. Чаще всего перед судом представали свиньи.

Животному, совершившему преступление, предъявляли формальное обвинение, которое поддерживалось представителем государственной власти. Иногда «преступников» могли арестовать и заключить в общую для всех тюрьму. Интересный факт: сохранился счет от 1408 г., из которого следует, что на ежедневное содержание свиньи, арестованной по обвинению в убийстве ребенка, отпускалось столько же, сколько и на других заключенных.

В судебном заседании допрашивали свидетелей и самих подсудимых. Издаваемые животным звуки суд оценивал в качестве ответов. За уголовные преступления самым распространенным наказанием для животных была смертная казнь. Она могла быть исполнена различными способами: повешением, обезглавливанием, сожжением на костре или расчленением. Иногда животному отрубали ту часть тела, которой оно нанесло вред человеку. Например, в 1386 г. во французском городе Фалез за убийство младенца свинье отрубили рыло и переднюю лапу перед тем, как повесить. В некоторых случаях смертная казнь могла быть заменена продажей животного на скотобойню. Выручка шла на компенсацию ущерба и благотворительность. Однако голова казненного животного выставлялась в общественном месте в назидание потенциальным «преступникам».

При незначительности проступка животное не казнили, а отправляли в монастырь или в пожизненное изгнание. Например, в 1499 г. во Франции был суд над козой, которая была обвинена в содействии колдовству. Коза была признана виновной и отправлена в монастырь, где она должна была провести остаток своей жизни в покаянии.

Гражданские процессы чаще велись в отношении крыс, мышей, сверчков, жуков, червей, муравьев, лягушек, улиток и даже термитов. Животные привлекались к суду за причинение ущерба посевам, урожаю, деревьям или зданиям. В этих процессах «преступников» не арестовывали и не приводили в суд. Вместо этого им назначался адвокат, который должен был защищать их интересы. Адвокатами часто были известные юристы, которые брались за эти дела не ради денег, а ради славы и опыта.

Адвокаты использовали различные аргументы в защите. Они могли ссылаться на Библию и утверждать, что животные являются тварями Божьими и имеют право на пользование землей и плодами. Они могли также призывать к милосердию и состраданию к беззащитным существам, которые действуют по инстинкту и не знают законов людей. Они могли также обвинять человека в нарушении божественного порядка и провоцировании животных к агрессии или размножению.

Суды над животными обычно выносили решения в пользу людей. Животным запрещали появляться на определенных территориях или питаться определенными растениями. Животным также назначался срок для исполнения приговора — несколько дней или недель. Если животные не подчинялись приговору, то они подвергались экскоммуникации — отлучению от церковных таинств и благословения. Это считалось очень серьезным наказанием, т.к. в ту пору верили, что отлученные животные становятся легкой добычей для дьявола.

Заключение

Суды над животными в Средние века представляют собой уникальный феномен в истории правосудия и культуры. Они свидетельствуют о том, как люди того времени относились к животным и каких ценностей придерживались. С одной стороны, суды над животными выражали уважение к закону и религии, которые регулировали почти все аспекты жизни. С другой стороны, суды над животными отражали невежество и суеверие, которые препятствовали развитию науки и гуманизма. Суды над животными также показывают, как люди пытались справиться с трудностями и опасностями, которые подстерегали их в средневековом мире.

Послесловие

Хорошо, что прошли времена невежества и сегодня культура в обществе гласит о том, что животные — братья наши меньшие. На стороне животных стоит и современный закон. Так, в Беларуси права животных регулирует гражданское законодательство, а за жестокое обращение с ними предусмотрена административная ответственность. За причиненные животным мучения может быть наложен штраф вплоть до 30 базовых величин, а также применены общественные работы или административный арест (ст. 16.29 КоАП).

Напомним и о том, что владельцы домашних животных должны соблюдать правила их содержания.