Кто такой ревизор (ревизионная комиссия) общества и зачем он нужен? В статье даны ответы на самые распространенные вопросы, возникающие в связи с неизбранием ревизора (членов ревизионной комиссии).

Ревизионная комиссия (ревизор) относится к контрольному органу хозобщества (ч. 4 ст. 33 Закона о хозобществах). При этом основной задачей ревизионной комиссии (ревизора) в хозобществе является осуществление внутреннего контроля финансовой и хозяйственной деятельности путем проведения ревизий по всем или нескольким направлениям деятельности хозобщества либо проверок по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям или за определенный период деятельности хозобщества, что следует из анализа норм ч. 1, 2 ст. 59, ч. 1 ст. 86 Закона о хозобществах.

Ревизионная комиссия (ревизор) избирается в случае, если избрание такой комиссии предусмотрено Законом о хозобществах и (или) уставом хозобщества, на что указывает ч. 1 ст. 59 Закона о хозобществах. Однако для ОАО установлена обязанность по созданию ревизионной комиссии (ч. 1 ст. 86 Закона о хозобществах). Что касается ЗАО, ООО (ОДО), то Закон о хозобществах напрямую не указывает, что в них должна избираться ревизионная комиссия (ревизор). Однако при анализе наличия необходимости избрания ревизионной комиссии (ревизора) в ЗАО, ООО (ОДО) автор полагает, что нужно исходить из следующего.

Для хозобществ независимо от их вида установлена обязанность по ежегодному проведению годовых общих собраний участников хозобщества. На таких собраниях в обязательном порядке среди прочего должны быть рассмотрены вопросы утверждения годовых отчетов, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов) и распределения прибыли и убытков. Утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов) и распределение прибыли и убытков хозобщества осуществляются при наличии и с учетом заключения ревизионной комиссии (ревизора), а в установленных Законом о хозобществах случаях — аудиторского заключения (ч. 2 ст. 36 Закона о хозобществах). Таким образом, в обязательном порядке к годовому общему собранию участников хозобщества должно быть подготовлено заключение ревизионной комиссии (ревизора). Соответственно, по мнению автора, можно констатировать, что создание ревизионной комиссии (ревизора) в ЗАО, ООО (ОДО) также является обязательным.

Обратите внимание!
Если в ОАО возможно создание только ревизионной комиссии, то в отношении ЗАО, ООО (ОДО) Закон о хозобществах не определяет структуру контрольного органа, значит, в таких хозобществах может быть избрана как ревизионная комиссия, так и ревизор (ч. 1 ст. 86 Закона о хозобществах). В любом случае этот вопрос следует урегулировать в уставе ЗАО, ООО (ОДО).

Применительно к функциям ревизионной комиссии (ревизора) отметим, что ревизионная комиссия (ревизор) осуществляет контроль финансовой и хозяйственной деятельности хозобщества в двух формах: ревизии и проверки (ч. 2 ст. 59 Закона о хозобществах).

Отличие указанных форм контроля состоит в том, что ревизия проводится по всем или нескольким направлениям деятельности хозобщества, а проверка — по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям или за определенный период деятельности хозобщества. Исходя из этого понятие «ревизия» имеет более широкое смысловое значение по сравнению с понятием «проверка». Данный факт также подтверждает то, что по результатам финансовой и хозяйственной деятельности хозобщества за отчетный год должна проводиться именно ежегодная ревизия, а не проверка, на что указывает норма абз. 2 ч. 7 ст. 59 Закона о хозобществах.

На практике деятельность ревизионной комиссии (ревизора) может носить формальный характер, поскольку участники хозобщества в определенных случаях не придают большого значения контрольному органу. Единственное, к чему Закон о хозобществах обязывает членов ревизионной комиссии (ревизора), — это проведение ежегодной ревизии по результатам финансовой и хозяйственной деятельности за отчетный год в сроки, установленные уставом (абз. 2 ч. 7 ст. 59 Закона о хозобществах). В остальных случаях ревизии или проверки проводятся по решению органов управления хозобщества, по требованию участников хозобщества, по собственной инициативе ревизионной комиссии (ревизора). Следовательно, если отсутствует внешний фактор, то есть соответствующее требование органа управления или участника хозобщества, и, соответственно, нет инициативы от ревизионной комиссии (ревизора), то ревизионная комиссия (ревизор) фактически осуществляет свои функции только один раз в год.

С учетом вышеизложенного в совокупности участники хозобщества могут не уделять должного внимания ни кандидатам для избрания в ревизионную комиссию (ревизором), ни самому факту деятельности контрольного органа, а в некоторых случаях даже не избирают ревизионную комиссию (ревизора).

На последствия, которые должны возникать при факте неизбрания ревизионной комиссии (ревизора), Закон о хозобществах и ГК не указывают. Здесь, полагаем, следует исходить из следующего.

Значение ревизионной комиссии (ревизора) состоит в том, чтобы хозобщество с помощью такого органа имело возможность осуществлять контроль своей финансовой и хозяйственной деятельности, используя две формы контроля: ревизии и проверки. При фактическом отсутствии (неизбрании) контрольного органа в хозобществе ни его органы управления, ни его участники не смогут требовать проведения ревизии (проверки), так попросту не к кому будет обращаться (ч. 7 ст. 59 Закона о хозобществах). Это также может привести к тому, что в хозобществе может быть затруднительным (ч. 1 ст. 60 Закона о хозобществах):

— подтверждение достоверности учетных и отчетных данных о финансовой и хозяйственной деятельности и правильности их отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности (книге учета доходов и расходов) и иных документах;

— выявление фактов нарушения законодательства, устава и ЛПА хозобщества, регламентирующих его деятельность.

Стоит отметить, что вышеуказанные риски могут быть снивелированы путем заключения хозобществом договора оказания аудиторских услуг в соответствии с ч. 2 ст. 61 Закона о хозобществах.

Поскольку ч. 2 ст. 36 Закона о хозобществах императивно устанавливает обязанность для ревизионной комиссии (ревизора) составить соответствующее заключение в целях возможности общего собрания участников утвердить годовые отчеты, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (данные книги учета доходов и расходов) и распределить прибыль и убытки хозобщества на годовом общем собрании участников, то неизбрание ревизионной комиссии (ревизора) приведет к тому, что утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов) и распределение прибыли и убытков хозобщества будет осуществляться без учета заключения ревизионной комиссии (ревизора).

Так, решение общего собрания участников хозобщества, принятое с нарушением требований Закона о хозобществах или иного законодательства или устава хозобщества и нарушающее права и (или) законные интересы участника (бывшего участника) этого общества, может быть оспорено в суде участником (бывшим участником) хозобщества (ч. 7 ст. 45 Закона о хозобществах). Таким образом, в рассматриваемой ситуации утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов) и распределение прибыли и убытков хозобщества общим собранием участников без учета заключения ревизионной комиссии (ревизора) является нарушением ч. 2 ст. 36 Закона о хозобществах. Однако в целях признания судом такого решения общего собрания участников недействительным необходимо, чтобы факт отсутствия заключения ревизионной комиссии (ревизора) при принятии решения по указанным вопросам нарушал права и (или) законные интересы участника (бывшего участника) хозобщества.

Также нужно помнить, что суд вправе с учетом всех обстоятельств дела оставить в силе оспариваемое решение при наличии совокупности обстоятельств, указанных в ч. 8 ст. 45 Закона о хозобществах.

Подводя итог, можно сделать два однозначных вывода:

— Закон о хозобществах и ГК не указывают на последствия, которые влечет неизбрание ревизионной комиссии (ревизора);

— решение общего собрания участников по вопросам утверждения годовых отчетов, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов) и распределения прибыли и убытков хозобщества может быть признано в судебном порядке недействительным.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex