Вопрос: В п. 1 Указа N 366 речь идет о приобретении товаров. Понятие «поставщик» не определено. Могут ли областные и Минский городской Советы депутатов назначать именно поставщиков товаров?

Ответ: Областные и Минский городской Советы депутатов вправе определять из числа госорганизаций генеральную проектную и генеральную подрядную организации, инженера (инженерную организацию), у которых при строительстве объектов, включенных в инвестиционные программы областей и г. Минска, приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов может осуществляться с применением процедуры закупки из одного источника (п. 1 Указа N 366).

Основные вопросы регулирования правоотношений, вытекающих из договора подряда, регулируются нормами гл. 37 ГК.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (уплатить цену работы). Работа выполняется за риск подрядчика, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон (п. 1 ст. 656 ГК).

Если из акта законодательства или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика (п. 1 ст. 660 ГК).

Таким образом, генеральным подрядчиком является организация, действующая на основании договора подряда, заключенного с заказчиком, и привлекающая к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).

Аналогичная норма содержится в абз. 3 п. 3 Правил N 1450. Согласно данной норме генеральный подрядчик — это подрядчик, привлекающий по договорам для выполнения отдельных своих обязательств других лиц.

Подрядчик в строительной деятельности — юрлицо или ИП, имеющие право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и заключившие договор строительного подряда с заказчиком, застройщиком, инженером (инженерной организацией) в целях осуществления этой деятельности.

Отношения между заказчиком и подрядчиком при заключении и исполнении договоров подряда на выполнение проектных работ также регулируются нормами ГК и Правилами N 297.

Генеральный подрядчик — подрядчик, привлекающий для выполнения своих обязательств субподрядчиков путем заключения с ними договоров (абз. 2 п. 5 Правил N 297).

Определение понятия «инженер (инженерная организация)» также дано в ст. 1 Закона N 300-З. Согласно данной норме для целей строительной деятельности инженер (инженерная организация) — это юрлицо или ИП, привлекаемые заказчиком, застройщиком для оказания инженерных услуг в строительстве в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и договором на оказание инженерных услуг.

Из вышеуказанных определений следует, что генеральная проектная, генеральная подрядная организации, а также инженер (инженерная организация) являются лицами, выполняющими работы и услуги по проектированию, строительные работы и оказывающими инженерные услуги соответственно.

Таким образом, Указ N 366 предоставил право областным и Минскому городскому Советам депутатов определять из числа госорганизаций именно генеральную проектную и генеральную подрядную организации, а также инженера (инженерную организацию), у которых при строительстве объектов, включенных в инвестиционные программы областей и г. Минска, приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов может осуществляться с применением процедуры закупки из одного источника.

По мнению автора, возможности определять таким образом поставщика товаров по договору поставки, не из числа указанных лиц, Указ N 366 не предусматривает.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex