Вопрос: К документации о закупке аудита годовой отчетности по НСБУ приложен проект договора с указанными этапами аудита (1-й этап — 9 мес., 1000 часов работы аудиторов, 2-й этап — за IV квартал, 200 часов). В документации о закупке указан общий объем часов — 1200 часов на все этапы. Участник, выигравший конкурс, на стадии заключения договора меняет количество часов между этапами, при сохранении общего количества часов работы аудиторов. На стадии процедуры закупки протокола разногласий от него не поступало, хотя в документации о закупке прописано, что при несогласии с условиями приложенного к документации о закупке проекта договора участник обязан предоставить протокол одновременно с предложением. Допустимо ли изменение количества часов между этапами, если заказчика это в целом устраивает?

Ответ: Нет, не допустимо.

Обоснование: Республиканские унитарные предприятия, госорганы, гособъединения, иные юрлица, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозобщества, в уставных фондах которых более 25% акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи, осуществляют закупки, за исключением госзакупок, товаров (работ, услуг) (закупки за счет собственных средств) в соответствии с постановлением N 229, если иное не установлено законодательными актами (подп. 1.1 п. 1 постановления N 229).

Виды применяемых процедур закупок, а также условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки, а также иные положения, связанные с осуществлением организацией закупок за счет собственных средств, определяются организацией в ЛПА — порядке закупок за счет собственных средств (далее — Порядок закупок) с учетом требований, содержащихся в подп. 2.2 — 2.19 п. 2 постановления N 229, а также иных требований, установленных законодательными актами или Совмином в отношении осуществления закупок за счет собственных средств отдельных видов товаров (работ, услуг) (ч. 2 подп. 2.1 п. 2 постановления N 229).

В отношении закупок аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств (далее — закупка обязательного аудита) организациями, указанными в подп. 1.1 п. 1 постановления N 229, постановлением N 936 установлен ряд особенностей проведения таких закупок.

В частности, такие закупки должны осуществляться с применением конкурсов независимо от стоимости таких услуг. В случае признания конкурса несостоявшимся организация вправе применить процедуру закупки из одного источника.

Исходя из нормы ч. 2 подп. 2.1 п. 2 постановления N 229 положения о заключении договора, в том числе в отношении изменения первоначально включенного в документацию о закупке проекта договора, могут быть предусмотрены в Порядке закупок. Также на основании Порядка закупок такие положения могут быть включены в документацию о закупке (абз. 1 ч. 1 подп. 2.8 п. 2 постановления N 229).

Отметим, что в некоторых случаях организации предусматривают в своих Порядках закупок или в документации о закупке положения о том, что на стадии заключения договора, заключаемого по результатам конкурентной процедуры закупки, допускается изменение условий договора, которые не влияют на определение участника в качестве победителя процедуры закупки.

Иная ситуация возникает, когда такая возможность не предусмотрена, а участник-победитель на стадии подписания договора предлагает внести в него изменения.

Как указано выше, закупки обязательного аудита должны осуществляться с применением конкурсов. Отметим, что в соответствии со сложившейся правоприменительной практикой любая конкурентная процедура закупки рассматривается по смыслу ст. 417 ГК как разновидность торгов.

Торги (тендер) проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организаторами торгов, предложило лучшие условия (п. 4 ст. 417 ГК).

Аналогичная норма содержится в ч. 1 подп. 2.9 п. 2 постановления N 229. Согласно данной норме при оценке и сравнении предложений комиссия, создаваемая для проведения процедур закупок, выбирает победителя (победителей) по степени выгодности предложений в соответствии с критериями и способом оценки и сравнения, указанными в документации о закупке, за исключением случая, указанного в ч. 2 подп. 2.9 п. 2 постановления N 229.

При этом в силу ч. 1 подп. 2.6 п. 2 постановления N 229 не допускается предъявлять требования к участникам процедуры закупки, а также закупаемым товарам (работам, услугам), условиям исполнения договора на закупку и осуществлять оценку и сравнение предложений участников процедуры закупки по критериям и способом, которые не указаны в документации о закупке.

Требования к участникам процедуры закупки, закупаемым товарам (работам, услугам), условиям договора на закупку, а также критерии и способ оценки и сравнения предложений участников процедуры закупки устанавливаются и применяются организацией в равной степени ко всем участникам процедуры закупки и их предложениям (ч. 2 подп. 2.6 п. 2 постановления N 229).

Таким образом, установленные заказчиком требования к условиям исполнения договора на закупку должны применяться заказчиком в равной степени ко всем участникам процедуры закупки и их предложениям.

Поскольку все участники процедуры закупки подавали свои предложения с учетом условий исполнения включенного в документацию о закупке проекта договора, то исходя из норм ч. 1 и 2 подп. 2.6 п. 2 постановления N 229 представляется неправомерным не предусмотренное документацией о закупке изменение проекта договора на стадии его заключения с участником-победителем. По мнению автора, в этом случае будет нарушено требование вышеуказанных норм о применении установленных заказчиком требований в равной степени ко всем участникам процедуры закупки.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex