Вопрос: Учитывая положения подп. 1.1 п. 1 постановления N 30, заказчик (организатор) может выбрать один из вариантов изучения конъюнктуры рынка на свое усмотрение или нужно применить первые три варианта обязательно и четвертый при обязательной необходимости размещения на площадке?

Ответ: Установленные способы изучения конъюнктуры рынка применяются в совокупности. Их применение также зависит от основания проведения процедуры закупки из одного источника.

Обоснование: Для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик (организатор) проводит изучение конъюнктуры рынка в порядке, установленном уполномоченным госорганом по госзакупкам (ч. 1 п. 3 ст. 49 Закона N 419-З). Такой порядок установлен постановлением N 30.

Постановлением N 30 определен закрытый перечень способов изучения конъюнктуры рынка, а именно:

— направление запросов о предоставлении сведений не менее чем пяти (при их наличии) потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), информация о которых имеется в открытом доступе в глобальной компьютерной сети Интернет;

— направление запросов о предоставлении сведений участникам открытого или закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений в случае признания такой процедуры несостоявшейся и проведения процедуры закупки из одного источника;

— изучение информации о ценах на товары (работы, услуги), содержащейся в прейскурантах действующих цен (тарифов) на товары (работы, услуги), прайс-листах, а также информации, размещенной потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет, электронных торговых площадках;

— размещение запросов о предоставлении сведений на одной из электронных торговых площадок в случае приобретения в соответствии с п. 9 приложения к Закону N 419-З товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности которых составляет от 50 до 300 БВ включительно.

Указанные способы изучения конъюнктуры рынка применяются в совокупности, но в зависимости от основания проведения процедуры закупки из одного источника.

Проведение процедуры закупки из одного источника по основанию, предусмотренному п. 9 приложения к Закону N 419-З.

В случае проведения процедуры закупки из одного источника по основанию, предусмотренному п. 9 приложения к Закону N 419-З, если ориентировочная стоимость годовой потребности закупаемых товаров (работ, услуг) составляет от 50 до 300 БВ включительно, размещение запросов о предоставлении сведений на одной из электронных торговых площадок является обязательным.

Если ориентировочная стоимость годовой потребности в товарах (работах, услугах) составляет до 50 БВ, заказчик (организатор) не обязан размещать запрос о предоставлении сведений на одной из электронных торговых площадок, но вправе по своему усмотрению это сделать.

При этом согласно ч. 4 подп. 1.1 п. 1 постановления N 30 в случае проведения процедуры закупки из одного источника по данному основанию заказчик (организатор) вправе, разместив запрос о предоставлении сведений на одной из электронных торговых площадок, не применять иные способы изучения конъюнктуры рынка.

Однако в случае, если размещение запроса на электронной торговой площадке не принесло необходимого результата, заказчику (организатору) нужно применить иные, предусмотренные постановлением N 30 способы изучения конъюнктуры рынка для поиска поставщика (подрядчика, исполнителя).

Если заказчик (организатор) при закупке по основанию, предусмотренному п. 9 приложения к Закону N 419-З, когда ориентировочная стоимость годовой потребности в товарах (работах, услугах) составляет до 50 БВ, не разместил запрос о предоставлении сведений на одной из электронных торговых площадок, то он обязан изучить информацию о ценах на товары (работы, услуги), содержащуюся в прейскурантах действующих цен (тарифов) на товары (работы, услуги), прайс-листах, а также информацию, размещенную потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет, электронных торговых площадках.

Запросы о предоставлении сведений, указанные в абз. 2 ч. 1 подп. 1.1 п. 1 постановления N 30, направляются поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в случае отсутствия информации о ценах на предлагаемые ими товары (работы, услуги) на их официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет, электронных торговых площадках (ч. 2 подп. 1.1 п. 1 постановления N 30).

Соответственно, в случае если изучение информации в указанных источниках не позволит установить цены (тарифы) потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), необходимо будет направление запросов о предоставлении сведений не менее чем пяти (при их наличии) потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), информация о которых имеется в открытом доступе в глобальной компьютерной сети Интернет. При этом в случае приобретения товаров обязательным является направление таких запросов в адрес отечественных производителей.

Проведение процедуры закупки из одного источника по основанию, предусмотренному п. 7 приложения к Закону N 419-З.

В случае проведения процедуры закупки из одного источника по основанию, предусмотренному п. 7 приложения к Закону N 419-З, размещение запросов о предоставлении сведений на одной из электронных торговых площадок осуществляется по усмотрению заказчика (организатора).

При этом согласно ч. 4 подп. 1.1 п. 1 постановления N 30 в случае проведения процедуры закупки из одного источника по основанию, предусмотренному п. 7 приложения к Закону N 419-З, заказчик (организатор), разместив запрос о предоставлении сведений на одной из электронных торговых площадок, вправе не применять иные способы изучения конъюнктуры рынка.

Однако в случае, если размещение запроса на электронной торговой площадке не принесло необходимого результата, заказчику (организатору) нужно применить иные, предусмотренные постановлением N 30 способы изучения конъюнктуры рынка для поиска поставщика (подрядчика, исполнителя).

Если заказчик (организатор) при закупке по основанию, предусмотренному п. 7 приложения к Закону N 419-З, не разместил запрос о предоставлении сведений на одной из электронных торговых площадок, то он обязан направить соответствующие запросы участникам несостоявшегося открытого или закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений.

При этом, по мнению МАРТ, если процедура закупки из одного источника проводится после признания несостоявшейся повторной процедуры госзакупки, такие запросы рекомендуется направлять участникам как повторной, так и первоначальной процедуры госзакупки (письмо МАРТ N 14-01-10/253К).

Кроме того, помимо запросов участникам несостоявшейся процедуры госзакупки, заказчику (организатору) необходимо изучить информацию о ценах на товары (работы, услуги), содержащуюся в прейскурантах действующих цен (тарифов) на товары (работы, услуги), прайс-листах, а также информацию, размещенную потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет, электронных торговых площадках.

В случае если изучение информации в указанных источниках не позволит установить цены (тарифы) потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заказчику (организатору) в соответствии с ч. 2 подп. 1.1 п. 1 постановления N 30 необходимо будет направление запросов о предоставлении сведений не менее чем пяти (при их наличии) потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), информация о которых имеется в открытом доступе в глобальной компьютерной сети Интернет. При этом в случае приобретения товаров обязательным является направление таких запросов в адрес отечественных производителей (письмо МАРТ N 14-01-10/253К).

Проведение процедуры закупки из одного источника по иным основаниям.

При приобретении товаров (работ, услуг) по иным основаниям для проведения процедуры закупки из одного источника, указанным как в приложении к Закону N 419-З, так и в иных НПА, заказчик (организатор) обязан изучить информацию о ценах на товары (работы, услуги), содержащуюся в прейскурантах действующих цен (тарифов) на товары (работы, услуги), прайс-листах, а также информацию, размещенную потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет, электронных торговых площадках.

В случае если изучение информации в указанных источниках не позволит установить цены (тарифы) потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), то заказчик (организатор) в силу ч. 2 подп. 1.1 п. 1 постановления N 30 обязан направить запросы о предоставлении сведений не менее чем пяти (при их наличии) потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), информация о которых имеется в открытом доступе в глобальной компьютерной сети Интернет. При этом в случае приобретения товаров обязательным является направление таких запросов в адрес отечественных производителей.

Кроме того, в дополнение к способу изучения конъюнктуры рынка, определенному обязательным для конкретного основания, заказчик (организатор) в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов вправе применять и иные способы изучения конъюнктуры рынка, установленные постановлением N 30.

В частности, при проведении процедуры закупки из одного источника по иным основаниям, кроме п. 7 и 9 приложения к Закону N 419-З, заказчик (организатор) вправе в целях изучения конъюнктуры рынка также размещать запрос о предоставлении сведений на одной из электронных торговых площадок. Однако это не освобождает его от необходимости изучения конъюнктуры рынка указанными выше способами (письмо МАРТ N 14-01-10/253К).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex