Законом Республики Беларусь от 12.07.2023 N 280-З «О применении специальных ограничительных мер» (далее — Закон), вступившим в законную силу 31.07.2023, предусмотрены меры по устранению препятствий в защите прав, свобод и законных интересов белорусских субъектов (Республики Беларусь в лице госорганов, ее юридических лиц, ИП и иных граждан), в отношении которых совершены недружественные действия (далее — меры).

Меры направлены на исключение (минимизацию) негативных последствий недружественных действий иностранных государств в отношении Республики Беларусь, ее граждан и (или) организаций. Под недружественными понимаются действия дискриминационного характера, совершаемые иностранным государством против национальных интересов и безопасности Республики Беларусь, ее суверенитета и территориальной целостности, политической и экономической стабильности, прав, свобод и законных интересов граждан и (или) организаций Республики Беларусь, наносящие ущерб Республике Беларусь, ее гражданам и (или) организациям.

Фактически в хозяйственное процессуальное законодательство Законом введен новый институт, связанный с рассмотрением дел по заявлениям о запрете инициировать или продолжать разбирательство по отдельным категориям споров.

Меры, изложенные в гл. 3 Закона, структурированы в две группы процессуальных норм:

1) расширение оснований исключительной подсудности судам Республики Беларусь дел по отдельным категориям споров (ст. 10 Закона);

2) производство по делам, связанным с запретом инициировать или продолжать разбирательство по отдельным категориям споров (ст. 11 Закона).

Рассмотрим каждую из указанных групп более детально.

К исключительной подсудности судов Республики Беларусь отнесены дела по спорам в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности:

— с участием Республики Беларусь в лице госорганов, ее юридических лиц, ИП и иных граждан (далее — белорусские лица), в отношении которых совершены недружественные действия;

— одного белорусского или иностранного лица с другим белорусским или иностранным лицом, если основанием для спора стали недружественные действия в отношении белорусских лиц.

При этом исключительная подсудность указанных категорий дел будет иметь место, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь или соглашением сторон, в соответствии с которыми споры с участием таких субъектов подсудны иностранному суду или иностранному третейскому суду (арбитражу). Однако если соглашение сторон, в соответствии с которым споры с участием таких субъектов подсудны иностранному суду или иностранному третейскому суду (арбитражу), не может быть исполнено по причине совершения в отношении одной из сторон недружественных действий, создающих ей препятствия в защите своих нарушенных или оспариваемых прав и свобод либо в защите своих законных интересов, устанавливается исключительная подсудность таких категорий дел экономическим судам Республики Беларусь.

Когда в отношении лица совершены недружественные действия или когда основанием спора являются недружественные действия в отношении белорусских лиц, за разрешением спора следует обращаться в экономический суд области (г. Минска) по месту своего нахождения или жительства, а при его отсутствии на территории Республики Беларусь — в экономический суд области (г. Минска) по месту нахождения или жительства другой стороны либо в экономический суд г. Минска при отсутствии у другой стороны места нахождения или жительства на территории Республики Беларусь. Данный территориальный критерий исключительной подсудности применим, при условии что в производстве иностранного суда или иностранного третейского суда (арбитража) отсутствует спор между теми же сторонами о том же предмете по тем же основаниям.

Если в производстве иностранного суда или иностранном третейском суде (арбитраже) имеется спор между сторонами, одной из которых является белорусское лицо, в отношении которого совершены недружественные действия, или если основанием для такого спора являются недружественные действия в отношении белорусского лица, тогда лицо, в отношении которого инициировано разбирательство в иностранном суде или иностранном третейском суде (арбитраже), имеет право обратиться в экономический суд области (г. Минска) с заявлением о запрете другой стороне инициировать или продолжать такое разбирательство в иностранном суде или иностранном третейском суде (арбитраже).

Форма обращения — заявление, соответственно, участниками таких дел выступают заявитель и заинтересованное лицо (заинтересованные лица). Предмет требования — запрет другой стороне инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде или иностранном третейском суде (арбитраже).

Дела, связанные с запретом инициирования или продолжения разбирательства по отдельным категориям споров, обладают уникальными чертами, которые делают их несовместимыми с традиционным исковым производством. В случае судебного запрета разбирательства основной целью производства становится не разрешение хозяйственного или гражданского спора по существу, а скорее принятие решения о допустимости или недопустимости ведения данного спора в юрисдикции судебных (арбитражных) органов иностранного государства. Это приводит к формированию специфических процедурных условий, отличающихся от стандартных исковых процедур. В таких делах требуются дополнительные критерии для принятия решений, используются специальные методы надлежащего извещения заинтересованных сторон, сроки рассмотрения и разрешения таких дел, немедленность исполнения и другие аспекты, характерные только для рассматриваемой категории споров.

В заявлении, среди прочего, необходимо указать:

— фамилию, собственное имя, отчество (если имеется) либо наименование лица, в отношении которого требуется установить запрет;

— место жительства (пребывания или нахождения), контактную информацию такого лица;

— сведения о требованиях, которые могут быть предъявлены или уже предъявлены в иностранном суде или иностранном третейском суде (арбитраже);

— обстоятельства, подтверждающие исключительную подсудность спора суду Республики Беларусь, в том числе обстоятельства (при их наличии), подтверждающие, что соглашение сторон, в соответствии с которым спор с их участием подсуден иностранному суду или иностранному третейскому суду (арбитражу), не может быть исполнено стороной спора (п. 2 ст. 11 Закона).

Допускается подача заявления в виде электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью заявителя или его представителя (п. 5 ст. 11 Закона).

Заявитель к заявлению, помимо других документов, определенных п. 6 ст. 11 Закона, должен приложить документ, подтверждающий исключительную подсудность спора суду Республики Беларусь; соглашение об определении договорной подсудности спора иностранному суду или третейское (арбитражное) соглашение (при его наличии).

Если заявление подано с нарушением предусмотренных п. 2 — 8 ст. 11 Закона требований к его форме и содержанию, а также к прилагаемым к нему документам, экономический суд вернет его заявителю не позднее пяти дней после получения. В таком случае вынесет определение о возвращении заявления, которое обжалуется (опротестовывается) в апелляционном порядке.

В п. 10 ст. 11 Закона указано, что заявление рассматривается экономическим судом области (г. Минска) по правилам, установленным процессуальным законодательством для рассмотрения споров по делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, с учетом особенностей, установленных ст. 11 Закона.

В частности, лица, участвующие в деле, должны извещаться о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом, не препятствует рассмотрению заявления. Однако предусмотренные ст. 11 Закона меры требуют оперативности принятии. Использование длительных по срокам международно-правовых механизмов для извещения заинтересованного лица о возбуждении белорусским экономическим судом производства по делу может существенно снизить или вообще исключить возможность применения таких мер.

В период использования международно-правовых механизмов для извещения заинтересованного лица спор в иностранном суде, иностранном третейском суде (арбитраже) может быть не только инициирован, но и рассмотрен по существу. Поэтому представляется целесообразным использовать любые имеющиеся у суда возможности направления определения о возбуждении производства по делу и копии заявления о запрете другой стороне инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде или иностранном третейском суде (арбитраже) любыми доступными средствами связи, обеспечивающими оперативное извещение заинтересованного лица о судебном разбирательстве (почтовая или факсимильная связь, электронная почта, ip-телефония, сообщения в мессенджерах и коммуникаторах и т.д.).

В Законе не установлен срок рассмотрения дел данной категории. Однако для определения такого срока считаем целесообразным руководствоваться ст. 219 ХПК: дела по отдельным видам производств рассматриваются в срок не более месяца со дня поступления заявления (жалобы) в суд, рассматривающий экономические дела.

По результатам рассмотрения заявления о запрете другой стороне инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде или иностранном третейском суде (арбитраже) предусмотрено вынесение экономическим судом такой формы судебного постановления, как решение именем Республики Беларусь. Решение может быть двух видов: о запрете стороне или об отказе в запрете инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде или иностранном третейском суде (арбитраже). Решение экономического суда по данной категории дел подлежит немедленному исполнению; может быть обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном процессуальным законодательством (п. 13 ст. 11 Закона).

Законом внесено дополнение в п. 2 ст. 285 НК, а именно предусмотрена льгота по уплате госпошлины. От госпошлины освобождаются физические лица и организации по судебным делам по заявлениям о запрете инициировать или продолжать разбирательство по отдельным категориям споров. В соответствии с п. 18 ст. 285 НК освобождение от госпошлины по судебным делам означает, что плательщики, которым такая льгота предоставлена, не уплачивают госпошлину в бюджет как при обращении в суд с исковыми заявлениями, иными заявлениями, жалобами и ходатайствами, апелляционными, кассационными и надзорными жалобами, жалобами по делам об административных правонарушениях, так и в случае, когда обязанность по уплате госпошлины в бюджет возникает по результатам рассмотрения дела.

Таким образом, специфика спорных отношений в рамках рассматриваемого производства, а также определенная законодателем форма защиты прав заинтересованных лиц (заявление) фактически исключает возможность отнесения дел, связанных с запретом инициирования или продолжения разбирательства по определенным категориям споров, к традиционному исковому производству. Основная цель рассмотрения подобных дел не сводится к разрешению сути возникшего между субъектами материально-правого спора и заключается в принятии решения о допустимости или недопустимости рассмотрения спора в судебной инстанции (третейском суде) иностранного государства, связывает рассматриваемую категорию дел с особым производством.

Отметим, что приведенные нормы белорусского законодательства не стали новацией в регулировании данных отношений. Белорусский законодатель ориентировался на законодательное регулирование аналогичных отношений и практику их применения в Российской Федерации. Так, Федеральный закон от 08.06.2020 N 171-ФЗ (начал действовать 19.06.2020) в целях защиты прав физических и юридических лиц от мер ограничительного характера, введенных иностранными государствами, включил в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации ст. 248.1 «Исключительная компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по спорам с участием лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера» и ст. 248.2 «Запрет инициировать или продолжать разбирательство по спорам с участием лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера». Особенностью процессуального законодательства Российской Федерации является то, что итоговой формой судебного постановления по данной категории дел выступает определение, а не решение (п. 7 ст. 248.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В остальном нормы практически идентичны.

С учетом ожидаемого принятия в скором времени проекта Кодекса гражданского судопроизводства представляется целесообразным закрепить нормы, регулирующие порядок рассмотрения и разрешения дел, связанных с запретом инициировать или продолжать разбирательство по отдельным категориям споров в рамках унифицированного кодекса. Закрепление норм, регламентирующих порядок запрета или продолжения рассмотрения определенных споров, в Кодексе гражданского судопроизводства позволит системно урегулировать особенности рассмотрения всех категорий рассматриваемых споров цивилистического характера.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса