Контрольные (надзорные) органы Госстандарта осуществляют свою деятельность в соответствии с Указом N 510, а именно выполняют:

— контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства об обязательном подтверждении соответствия;

— надзор за соблюдением обязательных требований ТНПА в области технического нормирования и стандартизации;

— госконтроль (надзор) за соблюдением требований техрегламентов Таможенного союза, ЕАЭС;

— госконтроль (надзор) за соблюдением показателей, не включенных в техрегламенты Таможенного союза, ЕАЭС, но задекларированных изготовителем (продавцом, поставщиком, импортером) продукции в договорах на ее поставку (продажу), в ее маркировке или эксплуатационной документации (п. 23 перечня контролирующих (надзорных) органов, утв. Указом N 510).

Таким образом, Госстандарт и его областные инспекции уполномочены проводить проверки при осуществлении госконтроля (надзора) в части обеспечения безопасности выпускаемой или находящейся в обращении продукции.

В силу подп. 12.3 п. 12 Указа N 510 руководитель Госстандарта (территориальным органом Госстандарта) или его уполномоченный заместитель может назначить внеплановую проверку для проведения госконтроля (надзора) в части обеспечения безопасности выпускаемой или находящейся в обращении продукции и соблюдения требований техрегламентов Таможенного союза, ЕАЭС в сфере потребительского рынка. Проверка, как правило, связана с отбором образцов продукции и их направлением в аккредитованные лаборатории для испытаний.

На основании п. 43, 49 Положения о проверках контролирующие (надзорные) органы на договорной основе вправе привлечь эксперта или специалиста, если для разрешения возникающих в ходе проверки вопросов требуются специальные знания в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности.

Проведение экспертизы и услуги специалиста контролирующий (надзорный) орган оплачивает за счет средств бюджета, предусмотренных на его содержание (за счет средств контролирующего (надзорного) органа, не финансируемого из бюджета). Если проверка установит нарушения по вопросам, по которым назначалась экспертиза или привлекался специалист, — за счет средств проверяемого субъекта (п. 53 Положения о проверках).

Данная норма отсылочная, поскольку порядок возмещения (оплаты) затрат на проведение исследований, испытаний, техосвидетельствований, экспертиз, на привлечение экспертов, специалистов, на отбор проб и образцов, а также размеров сумм, подлежащих выплате эксперту, специалисту, регулирует Положение N 551.

Привлечение эксперта, специалиста осуществляется на основании гражданско-правового договора. Его подписывает руководитель контролирующего (надзорного) органа, проводящего проверку (его заместитель), и руководитель (его заместитель) организации, направляющей эксперта, специалиста, либо физическое лицо (в том числе ИП) — эксперт, специалист. Основание для выплаты вознаграждения эксперту, специалисту по договору — акт сдачи (приемки) выполненных работ (оказанных услуг), оформленный в соответствии с законодательством.

Действия или деятельность, связанные с проведением по заданию заказчика (контролирующего (надзорного) органа) исследований, испытаний, техосвидетельствований, экспертиз, с привлечением экспертов, специалистов, с отбором проб и образцов, как правило, не предполагают передачи овеществленного результата заказчику. Поэтому выполнение данных действий (осуществление деятельности) неотделимо от исполнителя. Интерес заказчика заключается в процессе выполнения действий исполнителем. Между договаривающимися сторонами преимущественно возникают договорные обязательства по возмездному оказанию услуг, а не подрядные отношения.

Гражданско-правовое регулирование возмездного оказания услуг основывается на ст. 733 — 737 ГК, причем субсидиарно могут применяться ст. 656 — 682 ГК, если это не противоречит существу возмездного оказания услуг, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Пункт 5 Положения N 551 фактически дублирует п. 53 Положения о проверках и устанавливает, что оплата услуг, связанных с проведением исследований, испытаний, техосвидетельствований, экспертиз, с привлечением экспертов, специалистов, с отбором проб и образцов, производится за счет средств бюджета или проверяемого субъекта в зависимости от наличия нарушений. Если они есть — оплату производит проверяемый субъект в 10-дневный срок со дня надлежащего уведомления его контролирующим (надзорным) органом. Если нарушений нет — оплата осуществляется за счет бюджетных средств, предусмотренных на содержание контролирующего (надзорного) органа. Если проверяемый субъект оплату не произведет, сумму задолженности может взыскать суд по требованию Госстандарта, его территориальных органов.

Судебная практика

Областная инспекция Госстандарта подала к ООО «С» иск о взыскании 591,57 руб. стоимости испытаний образцов продукции, признанных не соответствующими требованиям ТНПА.

В период с 06.05.2021 по 10.06.2021 истец провел внеплановую проверку соблюдения ООО «С» законодательства Республики Беларусь, требований техрегламентов Таможенного союза при реализации непродовольственной продукции. В ходе проверки инспекция Госстандарта для подтверждения качества и безопасности реализуемой ООО «С» продукции направила ее образцы в аккредитованную испытательную лабораторию Центра испытаний и сертификации. Из восьми испытанных образцов только один соответствовал требованиям техрегламентов Таможенного союза.

Составленный по результатам проверки акт зафиксировал нарушения в виде допуска в обращение продукции с нарушением требований техрегламентов Таможенного союза. Общая стоимость оказанных услуг по испытаниям образцов составила 591,57 руб. Исходя из п. 5 Положения N 551, истец просил суд взыскать данную сумму с ответчика.

Ответчик в отзыве на исковое заявление и в судебном заседании с требованием истца не согласился. Обосновывая его незаконность и необоснованность, привел следующие доводы:

— ООО «С» договор на проведение испытаний не подписывало, условия договора не изучало и не видело, копию договора от областной инспекции Госстандарта не получало;

— обязательства по проведению испытаний возникли между Центром испытаний и сертификации (кредитором в обязательстве) и областной инспекцией Госстандарта (должником в обязательстве), а не между ответчиком, на которого договор возложил обязанность оплаты. В связи с этим требования об оплате ответчику мог предъявить только кредитор — Центр испытаний и сертификации, но не областная инспекция Госстандарта;

— законодательство не предусматривает возможности защиты нарушенного права кредитора по получению стоимости выполненных работ путем обращения должника с иском к третьему лицу, т.к. в данном случае права должника не затрагивались;

— договор на производство испытаний областная инспекция Госстандарта заключает с аккредитованным испытательным центром (лабораторией). При выборе такой лаборатории следует руководствоваться законодательством о госзакупках, в связи с чем выбрать для испытаний организацию с наименьшим в ценовом выражении коммерческим предложением;

— областная инспекция Госстандарта нарушила порядок отбора проб. Испытания производились по всему количеству отобранной продукции по каждому наименованию, при этом достаточно было произвести испытания по одной единице каждой отобранной продукции, а не по всем восьми.

Экономический суд при рассмотрении дела пришел к следующим выводам. Договор на проведение испытаний областная инспекция Госстандарта и Центр испытаний и сертификации заключили в соответствии с п. 2 Положения N 551, ст. 733 — 737 ГК. По результатам проведения испытаний оформили акт сдачи-приемки выполненных работ.

Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда, неосновательного обогащения и из иных оснований, указанных в ГК и других актах законодательства (п. 2 ст. 288 ГК). Обязательство по оплате ответчиком испытаний образцов, признанных не соответствующими требованиям техрегламентов Таможенного союза, возникло из актов законодательства, а именно из п. 53 Положения о проверках и п. 5 Положения N 551. Договор между областной инспекцией Госстандарта и Центром испытаний и сертификации также предусматривал оплату работы в порядке, установленном Положением N 551. Обязательство должно исполняться надлежащим образом в соответствии с его условиями и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями (ст. 290 ГК).

С учетом приведенных норм законодательства экономический суд обязал ответчика оплатить истцу испытания образцов продукции в размере 591,57 руб. для последующего перечисления денежных средств Центру испытаний и сертификации.

Суд не согласился с мнением ответчика, что областная инспекция Госстандарта была ненадлежащим истцом по делу. Заключив с Центром испытаний и сертификации договор, подписав с ним акт приемки-сдачи оказанных услуг, областная инспекция Госстандарта приняла договорные обязательства заказчика услуг, в том числе по обеспечению в соответствии с Положением N 551 оплаты испытаний образцов продукции, признанной не соответствующей требованиям ТНПА.

Анализ положений законодательства свидетельствует, что у проверяемого субъекта возникла обязанность по оплате испытаний реализуемой продукции, поскольку они дали отрицательный результат. Вместе с тем у Центра испытаний и сертификации не возникло права на взыскание с проверяемого субъекта стоимости испытаний, поскольку ответчик не был стороной договора между областной инспекцией Госстандарта и Центром испытаний и сертификации. Согласно п. 3 ст. 289 ГК обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).

Надлежащим истцом в рассматриваемом деле была областная инспекция Госстандарта. Ее действия были направлены на взыскание с проверяемого субъекта оплаты, которую в дальнейшем областная инспекция Госстандарта перечислит Центру испытаний и сертификации.

Суд признал несостоятельным довод ответчика о необходимости для инспекции руководствоваться законодательством о госзакупках при заключении договора с аккредитованным испытательным центром (лабораторией). Из содержания подп. 1.2 п. 1 ст. 16 Закона о технормировании и стандартизации, абз. 19 п. 4 Положения о проверках, а также Положения N 551 следует, что законодательство о госзакупках не регулирует приобретения работ (услуг), связанных с проведением исследований, испытаний, отбором проб в рамках надзорных мероприятий. Возмещение стоимости затрат на проведение испытаний не позволяет квалифицировать возмещаемые проверяемым субъектом средства как средства, за счет которых приобретаются товары (работы, услуги) в рамках госзакупок.

Не принял во внимание суд и довод ответчика, что областная инспекция Госстандарта незаконно направила на испытания восемь единиц отобранной продукции. Это опровергал протокол испытаний. Согласно ему на испытания поступило девять изделий девяти артикулов и три пары обуви трех артикулов. Из указанного следовало, что на испытания поступило по одному образцу каждого наименования продукции.

При вынесении решения суд руководствовался ч. 2 ст. 133 ХПК и п. 12 ст. 285 НК, освободившим областную инспекцию Госстандарта от уплаты госпошлины по судебным делам. В связи с удовлетворением иска взыскал с ответчика в доход республиканского бюджета 725 руб. госпошлины.

Данное решение не обжаловалось и вступило в законную силу.

С учетом изложенного сформулируем основные выводы:

1) оплата исследований, испытаний, техосвидетельствований производится за счет средств бюджета или проверяемого субъекта в зависимости от наличия нарушений по исследуемым вопросам;

2) в случае установления нарушений у проверяемого субъекта в силу п. 53 Положения о проверках и п. 5 Положения N 551 возникает обязанность оплатить исследования, испытания, техосвидетельствования, отбор образцов и проб;

3) если проверяемый субъект не выполнит рассматриваемую обязанность, стоимость услуг, оказанных аккредитованной испытательной лабораторией, можно взыскать в судебном порядке по требованию Госстандарта, его территориальных органов, которые являются надлежащим истцом по указанному требованию.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex