Вопрос: В какой суд (экономический или районный (городской)) юридическое лицо — субъект страхования (страховщик) может обжаловать решение независимой медицинской экспертной комиссии (ч. 4 ст. 37 Закона о здравоохранении)?

Ответ: Решение независимой медицинской экспертной комиссии можно обжаловать в районный (городской) суд.

Обоснование: Заключение независимой медицинской экспертизы (МНЭК) пациент может обжаловать в порядке, установленном законодательством (ч. 4 ст. 37 Закона о здравоохранении). Однако, закрепив право на обжалование заключения, норма не определила компетентный орган по рассмотрению жалоб.

По общему правилу Основ законодательства Республики Беларусь каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в порядке и сроки, определенные законом. Решения и действия (бездействие) госорганов и должностных лиц, ущемляющие права и свободы, можно обжаловать в суд (ч. 1 ст. 60 Конституции).

Таким образом, если заинтересованное лицо полагает, что заключение МНЭК ущемляет его права и свободы, можно обжаловать данное заключение в судебном порядке. При определении компетентного суда нужно принимать во внимание следующие факторы.

Согласно буквальному содержанию ч. 4 ст. 37 Закона о здравоохранении правом на обжалование заключения независимой медицинской экспертизы обладает только пациент. Пациент — это физическое лицо, обратившееся за медицинской помощью, находящееся под медицинским наблюдением либо получающее медицинскую помощь, т.е. гражданин (абз. 27 ч. 1 ст. 1 Закона о здравоохранении).

Следовательно, одной из сторон спорного правоотношения выступает непосредственно гражданин. Возможность оспаривания заключения МНЭК юридическим лицом законодательство не предусматривает.

Из содержания п. 12 Положения о порядке осуществления независимой медицинской экспертизы действительно напрашивается вывод о возможности обжалования заключения независимой медицинской экспертизы как пациентом, так и субъектом страхования. Однако внимательное прочтение указанной нормы не позволяет сделать столь однозначное утверждение.

При несогласии пациента, субъекта страхования с заключением независимой медицинской экспертизы такое заключение может быть обжаловано в судебном порядке (п. 12 Положения о порядке осуществления независимой медицинской экспертизы). Вывод о возможности обжалования заключения напрашивается исходя из сопоставления первой и второй части предложения:

1. «При несогласии пациента, субъекта страхования с заключением независимой медицинской экспертизы…»

2. «…такое заключение может быть обжаловано в судебном порядке».

Однако норма четко не закрепляет, что заключение независимой медицинской экспертизы может обжаловать непосредственно пациент либо субъект страхования. Норма указывает, что заключение может быть обжаловано при условии несогласия пациента, субъекта страхования, но не предусматривает возможность обжалования указанными лицами, как это прямо закреплено ч. 4 ст. 37 Закона о здравоохранении.

Учитывая, что нормы Закона о здравоохранении (конкретно его ч. 4 ст. 37) имеют большую силу по сравнению с нормами постановления Совмина от 03.06.2021 N 304 (утвердившего Положение о порядке осуществления независимой медицинской экспертизы), которое в силу преамбулы разработано с учетом ст. 37 Закона о здравоохранении, полагаем, что правом оспаривания заключение независимой медицинской экспертизы обладает только пациент.

Пункт 12 Положения о порядке осуществления независимой медицинской экспертизы создает двоякое мнение о возможности его обжалования иными лицами. Однако с учетом общих подходов нормотворчества данный пункт не может расширять императивную норму Закона о здравоохранении относительно субъектного состава, обладающего правом на обжалование.

Независимая медицинская экспертиза проводится постоянно действующей межведомственной научно-экспертной комиссией (ч. 3 ст. 37 Закона о здравоохранении, ч. 1 п. 3 Положения о порядке осуществления независимой медицинской экспертизы). Состав комиссии, а также Положение о МНЭК утверждает Минздрав по согласованию с республиканскими органами госуправления (ч. 2 п. 3 Положения о порядке осуществления независимой медицинской экспертизы).

Порядок создания и деятельности МНЭК определен Положением о МНЭК. По смыслу указанного НПА следует, что МНЭК является государственным коллегиальным органом, не обладающим правами юридического лица.

Судам общей юрисдикции подведомственны дела, в частности, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов, а также окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин. Исключение составляют случаи, когда актами законодательства разрешение таких споров отнесено к компетенции других судов или к ведению иных госорганов, а также иных организаций (подп. 1 ч. 1 ст. 37 ГПК).

Таким образом, принимая во внимание субъектный состав, а также характер правоотношений (сфера здравоохранения, обусловленная трудовыми отношениями), которые по своей сути не связаны с предпринимательской деятельностью, можно сделать вывод, что жалобу гражданина на заключение МНЭК может рассмотреть непосредственно районный (городской) суд в порядке § 6 гл. 29 ГПК.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex