Вопрос: Белорусская компания (поставщик) должна поставить оборудование турецкого изготовителя белорусскому предприятию. Произошедшие землетрясения в Турции повлияли на срок отгрузки продукции из Турции (срок сдвинулся на 3 недели). По этой причине белорусское предприятие планирует взыскать с поставщика штрафные санкции за просрочку поставки. Какие документы нужно предоставить для подтверждения форс-мажора? Имеется письмо от турецкого завода. Достаточно ли предоставить его или нужна также справка от Турецкой торгово-промышленной палаты?

Ответ: Перечень предоставляемых документов будет зависеть от условий, прописанных в договоре.

1. Для понимания стратегии защиты интересов в данной ситуации в первую очередь необходимо понимать условия договора, в том числе форс-мажорной оговорки, между двумя белорусскими субъектами. Важно выяснить, существуют ли какие-то особые условия по признанию тех либо иных обстоятельств форс-мажором.

Пример
Стороны предусмотрели исчерпывающий перечень обстоятельств непреодолимой силы либо исключили отдельные обстоятельства. Установили обязательный порядок уведомления, включая срок (нередко в договорах указано, что несвоевременное уведомление лишает сторону права ссылаться на форс-мажор). Предусмотрели процедуру подтверждения форс-мажора и необходимость обращаться в компетентные органы, например, в БелТПП. Более того, стороны могли указать, что надлежащим подтверждением форс-мажора является документ, выданный компетентным органом по месту возникновения обстоятельств (если обстоятельства произошли в Турции, то надлежащим документом будет являться документ компетентного органа Турции).

Кроме того, в форс-мажорной оговорке могут быть прописаны иные условия, которые необходимо учитывать при формировании стратегии защиты своих интересов (например, вопросы, связанные с расторжением договора, его продлением, освобождением от ответственности, совершением иных юридически значимых действий).

Представим, что никаких ограничивающих условий в форс-мажорной оговорке не существует, а для подтверждения форс-мажора необходимо обращаться в БелТПП.

2. Подтверждение форс-мажоров осуществляется в соответствии с Положением о свидетельствовании БелТПП обстоятельств непреодолимой силы, утвержденное протоколом заседания Президиума БелТПП от 06.09.2022 N 4 (далее — Положение).

БелТПП свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы, влияющие на исполнение обязательств заявителя, но наступившие за пределами Республики Беларусь у контрагентов заявителя (абз. 3 п. 44 Положения).

При этом, что является существенным, при подаче заявления в случаях, предусмотренных абз. 3 п. 4 Положения, дополнительно необходимо предоставить копии справки (сертификата, иного документа), выданного торгово-промышленной палатой или иным компетентным органом соответствующего государства (абз. 6 п. 11 Положения).

Таким образом, при обращении в БелТПП заявитель в любом случае должен представить документ, подтверждающий возникновение форс-мажора не территории Турецкой Республики.

3. Землетрясение как стихийное бедствие, несомненно, относится к тем обстоятельствам, которые могут быть признаны обстоятельством непреодолимой силы применительно к конкретным неисполненным либо исполненным ненадлежащим образом обязательствам.

Пример
К форс-мажорам могут быть отнесены: военные действия, гражданские войны, террористический акт, преступное посягательство, чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, техногенная катастрофа, эпидемии (эпизоотии) (п. 59 Положения о дипломатической службе).

Стихийное бедствие или экстремальное природное явление также является презюмируемым событием форс-мажора в международной практике (пункт 3 Оговорки МТП о форс-мажоре, март 2020 г.)

4. Перед тем как анализировать письма турецкого контрагента, необходимо также детально проанализировать условия внешнеэкономической сделки. Какие документы обязан представить турецкий контрагент в качестве подтверждения форс-мажора и т.д.

Необходимо понимать, что ссылка на общеизвестный факт, которым землетрясение в Турции, несомненно, является, еще не доказывает невозможность исполнения конкретных договорных обязательств. Отдельным вопросом является возможность преодолеть возникшие обстоятельства (закупить оборудование у иного производителя, изменить маршруты и т.п.). Именно для выяснения всех вопросов, влияющих на причинно-следственную связь между возникшим обстоятельством и невозможностью исполнять обязательства, необходимо обращаться в компетентные органы, которые должны сделать соответствующее заключение.

Примечание
При обращении в БелТПП также необходимо представить сведения и документы, их подтверждающие, касающиеся мер, которые предпринял заявитель по преодолению последствий возникших обстоятельств (закупка товара у другого производителя (поставщика), замена оригинального товара аналогом, другое), либо обоснование невозможности их принятия (уникальность поставляемого товара, безальтернативность для заявителя закупки товара у конкретного производителя, другое) (подп. 12.8 п. 12 Положения).

Если внешнеэкономический контракт предполагает необходимость обращаться турецкому контрагенту в компетентный орган Турции, то необходимо письменно потребовать у турецкого партнера обратиться в компетентный орган. Если такого обязательства не предусмотрено, то все равно необходимо обратиться к контрагенту с просьбой направить соответствующее заявление в компетентный орган Турции.

5. При этом следует обращать внимание на содержание справок, выдаваемых турецкими компетентными органами. Важно, чтобы это была не общая справка о событиях в Турции, а конкретный вывод, что землетрясение стало обстоятельством непреодолимой силы для конкретного турецкого субъекта по конкретному контракту, заключенному с белорусским субъектом, с указанием периода действия форс-мажора.

Примечание
Период действий форс-мажора в данной ситуации важен, так как каждый день просрочки — это конкретные штрафные санкции. В то время как товар по факту был поставлен, но с нарушением условий контракта. Белорусский конечный покупатель может оспаривать правомерность сделки на каждый день просрочки (насколько оперативно преодолевались обстоятельства, не было ли иных неоправданных задержек, которые привели к просрочке в три недели и т.д.).

В таком случае заявитель должен обосновать, что иные пути исполнения договора у него отсутствовали.

Пример
Такое же оборудование можно было бы купить на территории Республики Беларусь или, например, Российской Федерации и поставить в срок.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex