В статье рассмотрены злободневные для акционерных обществ, их членов и партнеров, многих субъектов предпринимательской деятельности, контролирующих и правоохранительных органов, органов правосудия, широкого круга физических и юридических лиц вопросы правового статуса председателя общего собрания акционерного общества. Делается анализ полномочий этого лица и проводится сравнение с иными лицами, относящимися к руководству акционерного общества.

Степень актуальности повышается в связи с тем, что на основании имеющихся публикаций и практики может сложиться впечатление, что лицо, которое руководит заседанием высшего органа управления в акционерном обществе, т.е. заседанием общего собрания акционеров, имеет неограниченные полномочия.

Для того чтобы понять роль председателя общего собрания акционерного общества, обратимся в первую очередь к ГК <1>, а также к действующему Закону Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон) <2>, а именно к его ст. 3 и гл. 8.

Начнем с того, что в ст. 103 «Управление в акционерном обществе» ГК председатель общего собрания не упоминается вообще. Высшим органом управления в акционерном обществе является общее собрание акционеров (ч. 1 п. 1 ст. 103 ГК).

В ч. 1 п. 3 ст. 103 ГК прямо указано, что исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества, подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров.

Это значит, что и ГК, и ст. 33 Закона содержат исчерпывающий перечень органов управления акционерного общества: общее собрание акционеров (высший орган управления), совет директоров или наблюдательный совет, правление или дирекция, директор или генеральный директор. Председателя общего собрания акционеров в данном перечне нет. Отсутствует это лицо и в перечне контролирующих органов акционерного общества.

По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему)(ч. 3 п. 3 ст. 103 ГК). Но данная норма не имеет отношения к председателю общего собрания акционеров.

Проанализируем текст Закона в этом смысле. В ч. 2 ст. 44 Закона указано следующее. Во-первых, общее собрание участников хозяйственного общества, проводимое в очной либо смешанной форме, ведет председатель, избираемый на срок и в порядке, определенные уставом и (или) собранием. Это императивная правовая норма, согласно которой общее собрание хозяйственного общества всегда ведет председатель.

Данная норма полностью распространяется на акционерные общества, поскольку гл. 8 Закона не содержит особенностей ведения общего собрания в акционерном обществе. Срок и порядок избрания председателя общего собрания акционерного общества также определяются уставом или самим общим собранием. Смысл данной правовой нормы сводится к тому, что председатель общего собрания акционеров на собрании должен быть и избирается он для ведения собрания. «Председатель общего собрания избирается потому, что без определенной организации представить себе проведение заседания, на котором присутствует определенное количество человек, невозможно… При этом законодатель указывает, что председатель общего собрания избирается прежде всего именно для целей ведения заседания общего собрания» <3>. Здесь также не называется, кем должно быть данное лицо по своему правовому положению в акционерном обществе. Логично предположить, что это один из акционеров.

Во-вторых, председательствовать на общем собрании участников хозяйственного общества может лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа, председатель коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета), если иное не предусмотрено уставом и Законом. В этой части правовой нормы уточняется, что избранным в качестве председателя общего собрания акционерного общества может быть не только любой акционер, но и директор (генеральный директор) акционерного общества либо председатель коллегиального органа управления.

Данная правовая норма в очередной раз подчеркивает, что роль председательствующего на общем собрании акционеров независимо от того, кто он по статусу, сводится к организации и ведению собрания, т.е. к техническим функциям. В его компетенцию входят исключительно вопросы ведения общего собрания акционеров: объявление повестки дня; предоставление слова акционерам, желающим выступить; постановка на голосование вопросов, определенных общим собранием; объявление итогов голосования по конкретному вопросу, подписание протокола собрания и т.д. Как подтверждает судебная практика экономических судов Беларуси, в различных акционерных обществах существует разнообразная практика избрания председателя общего собрания: на каждое собрание, на несколько собраний, на определенный период, без указания срока, без избрания председателя собрания <4>.

Права председателя общего собрания акционеров на решение иных вопросов действующее законодательство не предусматривает, а судебная практика такой вывод подтверждает. Так, хозяйственный суд Могилевской области признал недействительным решение председателя общего собрания участников ОДО «А» об отказе включить в повестку дня внеочередного общего собрания предложения иных участников <5>.

В-третьих, если это предусмотрено уставом, ведение протокола общего собрания участников хозяйственного общества осуществляет секретарь собрания, избираемый либо назначаемый в порядке, определенном уставом. В иных случаях ведение протокола обеспечивает председатель общего собрания. И данная правовая норма свидетельствует, что основная функция исследуемого лица — организационно-техническая. Даже ведение протокола общего собрания по общему правилу возлагается на председателя общего собрания акционеров.

В Законе имеется также правовая норма, якобы предоставляющая председателю общего собрания общества полномочия, схожие с полномочиями органов управления. В частности, в ч. 5 ст. 54 Закона установлено, что права и обязанности единоличного исполнительного органа и членов коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества определяются Законом, законодательством о труде и уставом, а также трудовыми договорами (контрактами) и (или) гражданско-правовыми договорами, заключаемыми каждым из этих лиц с хозяйственным обществом. Трудовой договор (контракт), гражданско-правовой договор от имени хозяйственного общества подписывает председатель общего собрания участников, на котором были избраны соответствующие лица, или иное физическое лицо (участник), уполномоченное решением собрания.

На самом деле приведенная выше правовая норма только подтверждает вывод, что председатель общего собрания привязан к общему собранию и выполняет исключительно его волю.

Перечисленные договоры (контракты) заключаются общим собранием и лицами, с которыми заключаются эти договоры. В связи с этим, когда имеется волеизъявление общего собрания заключить с конкретным лицом соответствующий договор, подписать его от имени общего собрания хозяйственного общества вправе председатель этого собрания, но лишь в случае, если в хозяйственном обществе не образован совет директоров (наблюдательный совет). Именно такой вывод вытекает из комплексного толкования ч. 5 ст. 54 Закона.

Примерно такая же позиция складывается по данной проблеме и в судебной практике. Так, ОАО «П» в лице председателя общего собрания заключило с индивидуальным предпринимателем Н. (ИП Н.) договор оказания услуг. В соответствии с договором ИП Н. приняла обязательства оказывать широкий спектр услуг по обеспечению общего руководства предприятием по вопросам организации работы с контролирующими органами, рациональному проведению платежей, распределению денежных средств, организации работы бухгалтерии, организации договорной работы, оказанию организационной помощи главному инженеру на период отсутствия директора. Члены наблюдательного совета ОАО «П» предъявили иск о признании этого договора недействительным, расценив его как договор с аффилированным лицом, который должен заключаться только с согласия наблюдательного совета. Они полагали, что к ИП Н. фактически перешли полномочия по управлению ОАО «П». Суд отказал в иске, поскольку пришел к выводу, что к ИП Н. не перешли функции единоличного органа управления обществом <6>.

В этом смысле более определенной и даже предпочтительной выглядит конструкция ч. 3 ст. 42 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» <7>, которая требует, чтобы решение общего собрания содержало не только указание на право заключения председателем общего собрания договора от имени общества, но и условия такого договора. Формируется и такая судебная практика <8>. Иными словами, российский законодатель подчеркнул, что условия договора, его содержание и суть определяются общим собранием, а не лицом, которое подписывает такой договор.

Не менее важны и такие факты. В Законе не указан срок, на который избирается председатель общего собрания (фактически новый председатель может избираться на каждом новом собрании), порядок этого избрания. Каждое акционерное общество может решать эти вопросы так, как считает необходимым. Все это в совокупности свидетельствует об отсутствии у председателя собрания распорядительных и исполнительных полномочий, ведь в отношении органов управления акционерного общества все данные вопросы решены в законодательстве.

У председателя общего собрания акционеров в интервалах между общими собраниями нет, не должно и не может быть никаких прав и обязанностей. Исключение — оформление и доведение до сведения заинтересованных лиц принятых общим собранием решений. А интервалы эти могут составлять несколько месяцев.

«В силу закона председатель общего собрания не представляет собой непосредственно орган управления общества, т.е. его нельзя отнести к тем лицам, которые обладают самостоятельными властными полномочиями и могут самостоятельно их реализовать в рамках общества. Председатель общего собрания выполняет технические или организаторские функции, но ни в коем случае не является лицом, наделенным какими-то самостоятельными правомочиями» <3>. Представляется, что для лица, выполняющего подобные функции, лучше подходит термин «председательствующий».

Одновременно не стоит принижать роль председателя общего собрания акционеров, потому что выполняемые им функции имеют большое значение. Следует также отметить, что объем организационно-технической работы, выполняемой председателем общего собрания акционеров, может быть различным и зависит от многих факторов.

Во всяком случае, председатель общего собрания акционеров, подписывая протокол заседания, должен проверить его на соответствие требованиям законодательства, потому что протокол должен объективно отражать все, что происходило на общем собрании. От этого документа реально зависят права и обязанности многих лиц, эффективность их защиты, начиная с самого акционерного общества.

Правовое регулирование содержания протокола общего собрания содержится в ст. 37 — 38 Закона. Но акционерная и судебная практика, а также анализ научных публикаций <9> по этой теме подсказывает, что примерный перечень сведений, которые должны отражаться в протоколе общего собрания акционеров, может быть следующим:

— полное официальное наименование и место нахождения акционерного общества;
— вид общего собрания (очередное, внеочередное, годовое);
— форма проведения общего собрания (очная, заочная, смешанная);
— дата и время проведения общего собрания;
— место проведения общего собрания (адрес);
— повестка дня общего собрания;
— время открытия и закрытия общего собрания, а если решения, принятые общим собранием, и итоги голосования по ним оглашались на общем собрании, — также время начала подсчета голосов;
— число голосов, отданных за каждый из вариантов голосования («за», «против» и «воздержался») по каждому вопросу повестки дня общего собрания, по которому имелся кворум;
— формулировки решений, принятых общим собранием по каждому вопросу повестки дня общего собрания;
— основные положения выступлений и имена выступавших лиц по каждому вопросу повестки дня общего собрания;
— иные вопросы, предусмотренные ст. 35 — 49, 79 — 83 Закона;
— подписи председателя, секретаря общего собрания, а также не менее чем двух членов счетной комиссии (при ее наличии) или, если это предусмотрено уставом, лиц, принявших участие в этом собрании (ст. 47 Закона);
— дата составления протокола общего собрания.

К протоколу приобщаются:

— протокол счетной комиссии об итогах голосования на общем собрании акционеров;
— документы, принятые или утвержденные решениями общего собрания акционеров.

Протокол собрания составляется не позднее пяти дней после закрытия общего собрания участников общества.

В отличие от некоторых иных государств, в Беларуси ни УК <10>, ни КоАП <11> не предусматривают уголовной или административной ответственности за какие-либо искажения протокола общего собрания акционеров либо за отказ от его подписания и т.п. Это также подтверждает ранее сделанный вывод о статусе председателя общего собрания акционеров.