Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, при проведении рубок леса (за исключением рубок осветления, прочистки; рубок, проводимых при содержании квартальных просек и противопожарных разрывов), при заготовке второстепенных лесных ресурсов и побочном лесопользовании оформляют разрешительные документы и выполняют обязанности лесопользователей <*>.

Перед оформлением лесорубочного билета (разрешительного документа на проведение рубок леса) на участке лесного фонда осуществляется отвод, таксация лесосеки <*>.

Лесорубочный билет выдается по определенной Совмином форме, однако в ней не предусматривается указание всех таксационных характеристик деревьев. Оценка фактически удаленных деревьев должна учитывать комплексный анализ лесорубочного билета и данных таксации, поскольку на основании данных лишь об объемах вырубки можно удалить лишние деревья.

Пример

Госинспекция охраны животного и растительного мира (истец) подала иск к ГЛУ «Л» (ответчик) о взыскании в доход республиканского бюджета суммы вреда, причиненного окружающей среде, а также стоимости незаконно добытой (изъятой) древесины.

Истец ссылался на факты незаконной (без разрешительных документов) рубки ответчиком леса при проведении проходной рубки ухода. В подтверждение представил постановление по делу об административном правонарушении в связи с незаконной рубкой леса, а также акт об установлении факта причинения вреда окружающей среде.

Ответчик исковые требования не признал. Указал на отсутствие нарушений законодательства при вырубке леса, а также на неверный расчет истцом вреда, причиненного окружающей среде, и стоимости незаконно добытой (изъятой) древесины.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и оценив в совокупности их доводы, суд пришел к следующим выводам.

Из предоставленных суду материалов проверки истца следовало, что ответчик при проходной рубке леса на площадях, не подлежащих рубке, изъял деревьев сверх положенного объема, отраженного в лесорубочном билете (в ведомостях пересчета деревьев и обмера древесины отсутствовали диаметры изъятых деревьев). Иначе говоря, изъял, вывез с лесосеки и оприходовал деревья без разрешительных документов.

Истец вменял в вину ответчику, что тот вырубил лучшие и вспомогательные деревья, которые не подлежали рубке согласно материалам отвода и таксации. По мнению истца, действия ответчика не соответствовали целям проходной рубки (рубки ухода). Лесорубочный билет предписывал ответчику произвести проходную рубку (промежуточное лесопользование) и заготовить древесину в установленном количестве.

В лесорубочном билете определялись конкретные объемы деревьев для проходной рубки. Их установил сам ответчик на основании ведомостей перечета деревьев и обмера древесины на пробных площадях, а также на основании актов обследования лесного насаждения.

Ведомости и акты наметили к проходной рубке определенное количество нежелательных деревьев конкретной породы с определенным диаметром ствола. На основании этих сведений ответчик получил лесорубочный билет. Однако, как следовало из актов ответчика о пересчете пней, он вырубил деревья, не намеченные к рубке.

Заготовку и вывоз незаконно вырубленной древесины подтверждали также ТТН, видеозаписи, протоколы осмотра, наряд-акты на производство работ, акты приема-передачи лесозаготовительных работ и лесопродукции, признанные судом достоверным доказательством.

По мнению истца, ответчик при определении объема заготавливаемой древесины не учел вырубаемые деревья наибольших диаметров, в силу чего вырубил их без разрешительного документа, т.е. незаконно.

Кроме того, вырубка лучших и вспомогательных деревьев не является целью проходной рубки. Такая рубка не является рубкой ухода, на которую выдавался разрешительный документ.

Истец рассчитал вырубленный объем на лесосеке и причиненный вред, исходя из натурных обмеров пней с переводом по формулам приложения 8 к Указу N 348 и постановления Совмина N 1073.

Ответчик утверждал, что осуществил проходную рубку ухода, при которой изъял нежелательные деревья. Определяя деревья в качестве нежелательных, он руководствовался не их диаметром и высотой, а техническим состоянием (прямолинейность, охлестывание, наличие развилок, фаутность (повреждение древесины) и т.д.).

В подтверждение своих доводов ответчик представил заключение кафедры лесоводства и лесоустройства университета, согласно которому после рубки на спорной лесосеке произошло незначительное увеличение среднего диаметра древостоя.

По мнению суда, подобные незначительные изменения с учетом значительного количества удаленных деревьев и методики расчета их средней высоты и диаметра, наоборот, свидетельствовали о большом удельном весе удаленных лучших деревьев среди нежелательных. Этот вывод подтверждали фактические диаметры пней, их количество, ярусность, состояние седиментов (наносов), усредненный расчет, а также возраст деревьев.

Ссылку ответчика на разъяснение по факту спорной рубки, данное Минлесхозом, суд оценил критически с учетом ведомственной подчиненности ответчика. Суд также исследовал в совокупности выводы, содержавшиеся в разъяснении Минлесхоза (диаметр стволов нежелательных деревьев был не единственным критерием, который принимается во внимание при осуществлении проходных рубок ухода), в сопоставлении с иными материалами дела.

Принимая решение по делу, суд руководствовался следующим.

Проходная рубка — рубка ухода за лесом, проводимая с целью создания благоприятных условий для увеличения прироста лучших деревьев. Лучшие деревья — здоровые деревья преимущественно главной породы, имеющие прямые, полнодревесные, очищенные от нижних сучьев стволы, равномерно сформированную крону. Это также деревья, которые по своему состоянию и качественным показателям наиболее полно отвечают хозяйственным целям. Вспомогательные деревья — деревья, способствующие росту и повышению качества лучших деревьев, очищению их от сучьев, формированию ствола и кроны <*>.

При проведении рубок ухода за лесами оставляются для дальнейшего выращивания лучшие и вспомогательные деревья <*>.

Объем древесины на корню определяется в порядке, предусмотренном ТНПА, по количеству заготовленной древесины (при проведении рубок ухода за лесами (рубок осветления, прочистки, прореживания, проходных рубок) <*>.

Осуществление лесопользования, связанного с заготовкой древесины, допускается на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета, выдаваемых юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство. Данные документы предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и в определенные сроки на конкретном участке лесного фонда <*>.

В лесорубочном билете в том числе указывается <*>:

— вид рубки в соответствии с Правилами рубок леса, на осуществление которого выдается лесорубочный билет;

— размер коэффициента, применяемого к таксовой стоимости древесины на корню, и основание для его применения;

— древесные породы, подлежащие рубке.

В таблице для каждого участка лесного фонда на основании таксации лесосек или материально-денежной оценки лесосеки указывается в соответствующей графе категория леса (природоохранный, рекреационно-оздоровительный, защитный, эксплуатационный); номер лесного квартала, таксационного выдела, лесосеки; площадь лесосеки с точностью до 0,1 га, разряд такс, группа древесных пород (хвойные, твердолиственные, мягколиственные), главная порода, способ определения объема <*>.

По данной причине суд не принял во внимание довод ответчика, утверждавшего, что при проходной рубке во внимание должен приниматься лишь объем (кубатура) подлежащих рубке деревьев, отраженный в лесорубочном билете, без учета их количества и деловых характеристик (высота, диаметр и т.д.), перечисленных в ведомостях пересчета деревьев и обмера древесины на пробных площадях и актах обследования лесного насаждения.

К незаконной рубке относится <*>:

— рубка, изъятие, удаление древесно-кустарниковой растительности без разрешительных документов;

— рубка пород, на которые не выдан лесорубочный билет, ордер;

— рубка сверх объема, указанного в лесорубочном билете, ордере (с учетом установленного госорганом допустимого отклонения фактически заготовленного объема древесины от указанного в лесорубочном билете, ордере).

Вред окружающей среде считается причиненным при установлении незаконного изъятия, уничтожения и (или) повреждения деревьев или кустарников до степени прекращения роста <*>.

Вред, причиненный окружающей среде, возмещает в полном объеме добровольно или по решению суда причинившее его лицо. Факт причинения вреда фиксирует в акте госорган, осуществляющий контроль в области охраны окружающей среды. В этом случае факт причинения вреда окружающей среде не подлежит доказыванию, однако в опровержение его можно представить доказательства <*>.

Оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, в том числе протоколы опросов, осмотров, видеозаписи, акты, материалы дела об административном правонарушении, суд счел подтвержденным факт рубки ответчиком лучших и вспомогательных деревьев, не включенных в лесорубочный билет в указанном в иске количестве. Вследствие этого суд признал правомерными требования истца о возмещении причиненного вреда и стоимости незаконно изъятых деревьев.

Незаконно добытая древесина и иная лесная продукция подлежит изъятию и передаче юридическому лицу, ведущему лесное хозяйство. При невозможности изъятия взыскивается ее стоимость в размере и порядке, определяемых Совмином <*>.

Суд признал обоснованным рассчитанный истцом размер вреда, причиненный ответчиком окружающей среде незаконной вырубкой. Надлежащих доказательств, опровергавших факт причинения вреда, ответчик не представил.

При данных обстоятельствах суд удовлетворил требования истца в полном объеме. Ответчик обжаловал это решение, но оно осталось в силе.

В завершение следует отметить, что цель детального контроля государства за объемом и характеристиками рубок леса — реализация таких принципов, как <*> рациональное (устойчивое) использование лесных ресурсов и приоритет воспроизводства лесов над лесопользованием.

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex