Эмоция дня

Мысли вслух

7 вербальных «вредителей» Вашей деловой репутации

Вы вроде не опаздываете, не теряете важные документы, всегда делаете работу вовремя и с коллегами поддерживаете дружеские отношения, но все равно Вас не воспринимают, а может быть, даже относятся с настороженностью. Ваша деловая репутация состоит из многих факторов: это не только компетенции, коммуникация и внешний вид, но также мелочи – например, любимые фразочки, которые Вы даже не замечаете. Зато замечают окружающие. О каких выражениях психологи рекомендуют позабыть на работе?

1. Мы раньше так делали

То, что у Вас есть готовое решение проблемы, замечательно. Однако нужно учитывать его актуальность: то, что было год или три назад, может не подойти к нынешним реалиям. Что коллеги и руководитель подумают о человеке, который через слово бросается такими выражениями? Может, ему просто лень искать новое решение, оригинальные идеи – тогда о какой продуктивности, развитии и продвижении идет речь? Привычка, конечно, – вторая натура, но не стоит бояться перемен. Они – двигатель прогресса.

2. Это несправедливо

Уверена, каждый уже убедился в том, что окружающая нас реальность несправедлива априори. Слепое ожидание справедливости, скорее, наталкивает на мысль о наивности и инфантильности. Я знаю, как важно верить в лучшее, поэтому давайте просто оставим мысли о справедливости для внерабочей жизни.

Во-первых, эксперты считают, что ничего и ни от кого не ждать – более конструктивный путь, чем постоянное копание в причинах несправедливости. Во-вторых, психологи рекомендуют не рассуждать об абстрактных понятиях, если Вы считаете, что Вас ущемили, а опираться исключительно на факты: результаты, достижения, компетенции. В-третьих, любую рабочую «несправедливость» можно направить на благо. К примеру, Вы претендовали на место руководителя отдела, но его получила Ваша коллега. Вместо того чтобы негодовать и ополчиться на весь мир, побеседуйте с руководителем и узнайте, чего не хватило Вам для достижения цели. Вполне вероятно, что следующее повышение будет Вашим. Заинтересованность в росте так же важна, как знания, умения и опыт.

3. Никаких проблем. Нет проблем

Я часто грешу этой фразой в неформальной рабочей переписке. И я даже не задумывалась, что она гораздо глубже, чем кажется. Выходит, если Вы отвечаете так на просьбу или предложение, то заведомо воспринимаете их как… проблему. Во-первых, такое представление все усложняет. Во-вторых, Ваш собеседник может подумать, что он Вас «напрягает». А лишние мысли, ровно как и лишнее напряжение, нам точно не нужны.

Психологи советуют приучить себя к более дружественным и максимально «непроблемным» оборотам типа «Рада Вам помочь», «С радостью помогу».

4. По моему скромному мнению. Может, это глупо, но я скажу

Подобные самоуничижительные фразы выдают излишнюю осторожность и неуверенность: даже если высказываемая Вами мысль гениальна, грандиозного эффекта не будет. Почему кто-то должен верить в Вас, если Вы сами не верите в себя?

Самокритика – это хорошо, но она должна быть в меру. Поэтому возьмите за правило не начинать диалог с уменьшения собственной значимости.

5. Я не виноват

Эта фраза уместна лишь в  том случае, если речь идет о настоящих обвинениях – и Вы защищаетесь (и на самом деле не виноваты). Но чаще всего на работе такое выражение используют, чтобы «перевести стрелки», снять с себя ответственность. Это очень похоже на поведение детей в саду: я не виноват – это случайно (моя дочь просто обожает эту «отмазку»).

Лучшее профессиональное решение – взять на себя ответственность, принять ошибку и предложить способ решения проблемы. Важно также объяснить, что произошло. Но объяснение это должно опираться на факты, быть бесстрастным, неэмоциональным, конструктивным.

Постоянные оправдания лишают Вас ценной работы в команде: кому захочется работать вместе с тем, кто постоянно ищет виноватого и не готов отвечать за свои действия?

6. Это не предусматривает моя должность

Конечно, не стоит позволять на себе «ездить», когда на Вас перекладывают всю работу, за которую не берутся другие. Однако эта фраза чаще используется как реакция на незначительные просьбы. Что это говорит о Вас? В первую очередь, то, что Вы не хотите ни на миллиметр отходить от инструкции, а в рабочей обстановке часто возникает необходимость помочь, подхватить, поддержать, «подсобить». Можно подумать, что интересы компании, общего дела Вас не касаются, что положиться на Вас нельзя. Так себе репутация, правда?

Когда выражение уместно? Когда просьба предполагает, что Вы должны поступиться Вашими ценностями, сделать что-то в ущерб себе, нарушить собственные моральные правила. В таких ситуациях свои рабочие и личные границы нужно отстаивать жестко. К счастью, в рабочей среде такие случаи единичны.

7. Ненавижу работу

«Все ненавидят. Время от времени», – скажут многие. Да, отчасти это так: в каждой, полагаю, работе есть то, что можно не любить (да хотя бы ранние подъемы, которые для многих непосильное бремя). Но постоянные «ненавистные» восклицания не создадут Вам крутой рабочий образ. Напротив, они: 1. Отобьют любую мотивацию. 2. Заставят посмотреть на Вас как на вечного неудачника. 3. Вынудят думать, что Вы не особенно полезный сотрудник, раз не любите свое дело.

«Говорите правильно» – и это не заключение учебника по риторике, а вполне жизнеспособная рекомендация для тех, кто хочет не только сформировать правильную деловую репутацию, но и получить поддержку, понимание. Так работать гораздо комфортнее!

Мысли вслух

Обратите внимание!

Уважаемые клиенты! В период времени с 23:00 по 01:00 запланированы технические работы, сервис ilex будет недоступен. Приносим извинения за неудобства.