Мы так тщательно годами выстраивали свою идеальную систему тайм-менеджмента, что предположение, будто он не работает, можно расценивать как кощунство. Но многие эксперты считают, что тайм-менеджмент отнюдь не решает проблему повышения продуктивности, а напротив, сам является частью этой проблемы. Дело в том, что, как бы мы ни крутили, в сутках всегда остается 24 часа – и они не резиновые, а значит, все задачи в любом случае охватить не удастся. И это провоцирует что? Верно, стресс. А стресс продуктивность точно не повышает. Какую же альтернативу можно рассмотреть? В первую очередь стоит обратить внимание на фокус-менеджмент.
Что это такое
Фокус-менеджмент – это система, которая предлагает управлять не временем, а нашим вниманием. Следовательно, и приоритизировать задачи нужно с учетом этого: где внимание, там и продуктивность. По мнению поклонников фокус-менеджмента, в такой системе приоритеты расставляются по умолчанию: человек делает в первую очередь то, что ему нравится, то, чем он горит, то, где он хорошо замотивирован (это, конечно, в идеале). А такая работа «спорится», выполняется качественно и не растягивается искусственно.
Предположим, Вам нужно написать небольшой текст о новой услуге. На это Вам выделили условные три часа (это много для маленькой заметки). Если Вы не замотивированы, то работа будет даваться сложно, Вы будете часто отвлекаться – и, скорее всего, не уложитесь в оговоренный заранее промежуток времени. Но, если Вы мотивированы, заинтересованы, дело пойдет гораздо быстрее и продуктивнее.
И вот отсюда вытекает главный минус системы: она актуальна для ресурсоемких задач без строгих дедлайнов и совершенно не подходит для рутинных задач, которые решать надо – да, даже если не хочется, не нравится и мотивации нет. Но есть и хорошая новость: если мотивации нет, ее можно найти. Вернемся к нашему примеру с текстом. Не смотрите на задачу как на «обязаловку», а подумайте, что нового об услуге можете сказать конкретно Вы, какими лайфхаками можете поделиться, чем Вы будете полезны другим, что нового узнаете сами. Это придает сил.
Как использовать фокус-менеджмент во благо
Если Вы хотите повысить свою продуктивность и не ограничены жесткими рамками дедлайна, попробуйте несколько лайфхаков:
- Оставляйте ресурсоемкие задачи на плохую погоду
Да, когда за окном что-то грязно-мокро-неприятное, нам не хочется на прогулку. А значит, мы можем посвятить себя решению задачи без томных вздохов в стиле «а могла бы на улицу выйти».
Возможно, этот совет покажется Вам странным, но он подкреплен данными исследований. Так, японский эксперимент показал, что в дождливое время сотрудники банка выполняют операции гораздо быстрее. А американские ученые установили, что в шторм и бурю люди находят больше ошибок в эссе. Объяснить это легко: мы попросту не отвлекаемся на мысли о прогулке и можем полностью погрузиться в решаемую задачу.
- При приоритизации задач идите по схеме «немного интересная – неинтересная/рутинная – самая интересная»
Эта схема вообще не вписывается в нашу привычную систему координат, ведь тайм-менеджмент все время учил нас сначала «есть лягушку» – решать в первую очередь рутинные неприятные задачи. Но, действительно, если мы начинаем рабочий день с задач, которые вообще нам не привлекательны, мы намеренно «отлыниваем» от их выполнения (листаем соцсети, берем пятую чашку капучино, читаем новости, болтаем с коллегами) и тем самым попусту тратим время.
Но и с самой интересной задачи начинать не стоит: после ее завершения Вы будете еще в «эйфории» и не сможете полноценно сконцентрироваться на деле, которое кажется не таким интересным.
Поэтому универсальная схема именно такая: сначала делаем что-то чуть-чуть интересное, чтобы «раззадорить» мозг, потом решаем рутинные дела в предвкушении «десерта» – самой интересной задачи.
Систему, определенно, стоит попробовать. Но, с моей точки зрения, она идеально впишется только в жизнь очень ресурсного человека: если ресурса у Вас мало, есть риск израсходовать его на первых двух пунктах и просто обессиленно «грохнуться» перед самой интересной задачей.
- Учитывайте свое лучшее время и делайте… наоборот!
Почему сов «отправляют» делать все дела, которые связаны с концентрацией, вечером, а жаворонков – напротив, утром? Потому что в это время они на пике продуктивности, то есть максимально сосредоточены и могут эффективно «фильтровать» отвлекающие факторы. А что если «фильтровать» не надо? Ведь есть и другая продуктивность – та самая, которая касается людей творческих профессий. Им, напротив, важно, чтобы внимание было нелинейным, чтобы оно рассеивалось, отвлекалось, ведь все это – безграничное пространство для поиска новых идей. Именно поэтому решать творческие задачи совам лучше по утрам, а жаворонкам – по вечерам, когда они еще или уже «блуждают» в подсознании.
«Золотая середина»
Наверняка, Вы уже успели подумать, что такой метод не годится для ежедневной практики. Также допускаю, что «вкусить» эту свободу, попробовать оценить методику самостоятельно все же хочется. И как быть? Американский предприниматель Пол Грэм предлагает «золотую середину», а именно разделить свою рабочую неделю на «дни менеджера», когда Вы «живете» по привычным законам тайм-менеджмента, и «дни создателя», когда Вы практикуете фокус-менеджмент.
Во-первых, этот подход снижает уровень стресса для тех, кто решает не только рутинные, но и творческие задачи: у творческих задач будет свое время – можно не отвлекаться ни на что другое. Во-вторых, это даже стимулирует: пока Вы проживаете «дни менеджера», мозг существует в предвкушении «дней создателя» и генерирует множество оригинальных идей. Так что не забывайте записывать!
Конечно, фокус-менеджмент – явление новое, а поэтому спорное. И оно точно не для всех. Но у системы есть очевидные плюсы. Кроме того, всегда можно немного «схитрить» и не погружаться в нее полностью, а взять лишь лучшие лайфхаки. И, возможно, Вы откроете новые грани своей продуктивности.