Эмоция дня

Мысли вслух

На распутье. Как помочь подростку определиться, кем он хочет стать?

Я и обе мои лучшие подруги знали, кем хотим стать, «когда вырастем», лет с 14 – и до самого окончания школы целенаправленно готовились в конкретный вуз и на конкретную специальность. Однако, с точки зрения статистики, мы – скорее, исключение, ведь только 7% старшеклассников окончательно выбрали профессию. Остальные же задумываются о том, кем хотят стать, лишь тогда, когда надо выбирать предметы для сдачи экзаменов и тестирования.

Понятно, что при идеальных условиях в выборе профессии стоит отталкиваться не только от желаний и целей, но и от увлечений, способностей подростка, его таланта. Предположим, что это мы учли – теперь будем помогать «прицельно». Как?

1. Узнайте вместе о профессии все, что можно.

Раньше тем, у кото не было знакомых врачей, учителей и архитекторов, оставалось лишь одно – черпать информацию из книжек и пособий для поступающих. «Ершистым» подростка угодить сложно: не беда, если Ваше чадо откажется листать красивые журналы и буклеты – просто нужно найти подходящий формат. Учитывайте фанатичное отношение современных детей к блогером и инфлюенсерам (так модно называют лидеров мнений) – скорее всего, влоги (видеоблог по-модному) и блоги будут более эффективны, чем теоретические трактаты.

Это нужно не только для того, чтобы составить более-менее полную картину о выбранной специальности, но и для того, чтобы «примерить» образ на себя. Допустим, если ребенку нравится читать книги и писать сочинения, это вовсе не значит, что его, к примеру, увлечет редакторская работа, где наряду с творческим компонентом есть и скучный практический – исправление ошибок, корректировка стиля.

2. Пообщайтесь с «живым» профессионалом.

Пообщаться с «живым» представителем профессии всегда очень ценно. Специалист расскажет о плюсах и минусах – объективно, а не для красного словца, обратит внимание на важные аспекты подготовки.

Где взять такого специалиста? Оптимально – в ближнем кругу. Идеально, если это друг семьи, или друг друга, или на худой конец знакомый знакомого. Родители чаще всего на эту роль не подходят, потому что уж слишком часто изрекают что-то в стиле «Стать, как я, врачом? Да ни в жизни!».

Здорово, если Вы вместе с ребенком накануне встречи подготовите список интересующих вопросов, но пусть подросток задает их самостоятельно – такое общение будет более плодотворным, чем с подачи мамы или папы.

Что делать, если такого специалиста в окружении вообще нет? Есть и другой вариант – мастер-классы. Этот формат, конечно, не такой индивидуально-ориентированный, как беседа тет-а-тет, но также позволяет задать вопросы, а еще попробовать сделать что-то своими руками, узнать о работе изнутри.

3. Посещайте специализированные мероприятия.

Этот вариант, конечно, подойдет тем, кто уже почти определился, много чего знает, но для окончательного решения нужно еще чуть-чуть. Выставки и конференции помогут подростку погрузиться в ту среду, которую он для себя потенциально выбрал, составить более широкое представление о профессии, пообщаться с настоящими специалистами (и даже искать друзей друзей не придется!), задать волнующие вопросы.

4. Подберите практику.

Теория – это красиво и складно, но она не представляет ценности, если не «работает» на практике. Поэтому посмотреть на практическую составляющую работы или даже попробовать себя в «деле» невероятно важно. И, кстати, это и может стать решающим звеном в принятии решения – последней каплей в «за» или «против». Вариантов «подсмотреть» практическую часть множество: экскурсии на предприятия, волонтерство, стажировка.

Когда я училась в 11 классе, мы побывали, кажется, на всех ключевых предприятиях города – включая электростанцию и целлюлозно-картонный комбинат. Конечно, с моей предполагаемой профессией это не было никак связано, но, к примеру, с моим братом, который сейчас учится на химика-технолога, сработало на отлично. А еще я пол своей жизни провела в рабочем кабинете деда – главного инженера по газовым коммуникациям. И вот это было нереально захватывающе: все эти схемы, планы трубопроводов, инструкции по безопасности. Инженером я тоже не стала, но те ощущения воодушевления от пребывания в коллективе талантливых людей будоражат до сих пор.

Волонтерам всегда нужны свободные руки – это, пожалуй, самая крутая возможность попробовать что-то на практике. Например, если подросток хочет работать с детьми, можно принять участие в проектах помощи детским домам, а если мечтает быть ветеринаром, можно помочь на ферме, в приюте или поучаствовать в проекте помощи бездомным животным. До 13 лет я тоже видела себя исключительно ветеринаром, но однажды провела полдня в компании маминой одноклассницы – врача в ветклинике. И мне все нравилось ровно до того момента, как мне на глаза попалась статистика по усыплению животных (а это тоже часть профессии). Сегодня я не ветеринар, а просто «мать» рыжей пушистой банды – этого достаточно.

Еще один отличный вариант – стажировка в компании, которая покажет работу без прикрас – в ее повседневности. Во времена моей школы это называлось практикой. Свою практику я проходила как раз на работе у деда в качестве секретаря. Однако попасть на стажировку можно не только по знакомству – многие компании сегодня успешно осваивают это направление, так как оно позволяет повысить престиж организации, рассказать людям о предприятии больше и даже подготовить молодые перспективные кадры.

5. Найдите наставника.

Эта рекомендация очень действенная, правда, не всегда реалистичная. Родитель, конечно, не сможет доверить свое чадо незнакомому специалисту, а вот другу семьи, родственнику или хорошему знакомому вполне. Например, для скольких выдающихся спортсменов наставниками в работе и жизни стали их тренеры из спортшколы или секций. А учителя?! Моя учительница по русскому языку была рядом все время подготовки к поступлению, сдачи экзаменов и тестирования, да и потом – во время сдачи уже университетских экзаменов, поступления в магистратуру.

Ошибочно полагать, что наставник – это проводник сугубо в профессиональной сфере. У этого человека должно быть достаточно душевной силы и эмпатии, чтобы поддерживать на непростом пути к вершинам. Он помогает обходить острые углы, подсказывает, подбадривает, не позволяет опускать руки.

О чем не стоит забывать?

Всю работу по помощи подростку с определением будущей профессии мы построили на осознанности – таланте, увлечениях, склонностях, интересах ребенка. Однако это не все – так же стоит помнить о паре нюансов:

1. Желаемое vs действительное.

Сопоставлять желаемое и действительное нужно не для того, чтобы отговорить подростка. Это нужно, чтобы скорректировать его стратегию и выбрать план развития.

Например, подросток хочет стать журналистом. И у него вроде все есть: он много читает, великолепно излагает своим мысли устно и письменно, легко рассуждает на разные темы. Но есть и небольшая зажатость, стеснительность. Вот их и потребуется устранить с учетом того, что журналисту приходится много общаться с людьми.

Хах, ну что такое стеснительность, подумаешь! Именно так могут рассудить многие: мол, журналист должен писать, врач должен лечить, зачем им еще с кем-то общаться. Эта мысль распространенная, но тупиковая, ведь в 21 веке одинаково большую роль играют как hard skills (навыки, связанные конкретно с профессиональной деятельностью), так и soft skills (все, что связано с взаимодействием с людьми). Да даже если помыслить широко, то нет такого специалиста, которому бы не приходилось общаться с другими – хотя бы с коллегами или начальством.

Как узнать, какие навыки – hard и soft – нужны для конкретной специальности? Можно зайти на сайты для поиска работы и изучить описания интересующих вакансий. Вместе с ребенком составьте список навыков, выделите те, над которыми следует поработать.  И работайте!

2. Продуктивный поиск.

Чтобы дойти, нужно идти. В нашем случае интерпретация выглядит так: чтобы найти, нужно искать. Нельзя просто выбрать профессию и сидеть сложа руки – нужно делать. Посещать секции, изучать материалы, общаться с профессионалами, искать стажировки или возможность побыть волонтером, пробовать свои силы – это поможет создать «подушку» для будущего поступления.

А… когда?

То, что Вы видите свою трехлетнюю дочку выдающейся оперной певицей, а на 6-летнего сына смотрите как на обеспеченного программиста, хорошо. Но не очень. Психологи советуют знакомить малышей в играх с разными профессиями, но вот думать конкретно о выборе специальности и обсуждать это с ребенком нужно лет в 12–13. В этом возрасте дети уже способны воспринимать сложную информацию и выделять то, что им действительно нравится. Кроме того, у Вас будет 5–6 лет на основательную подготовку, что особенно важно, если потенциальная профессия требует, к примеру, великолепной физической формы, выносливости, знания нескольких иностранных языков.

И еще одна рекомендация от психологов. Конечно, так хочется с высоты прожитых лет направить ребенка туда, где несложно и прибыльно, но свои иллюзии лучше оставить при себе. Не зря же говорят: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни». Не знаю, были ли у Конфуция дети, но он точно знал, что им посоветовать.

Мысли вслух