Эмоция дня

Мысли вслух

Стоп! Зачем нужны стоп-слова?

Весь долгий и нелегкий путь взросления ребенка сопряжен с ситуациями конфликта с родителями. Сначала это детский лепет «не хочу!» и «не буду!» на просьбу отправиться спать  или пообедать. Затем «мне надо, как мне надо», когда малыш начинает активно отстраивать границы своей личности (а заодно прощупывать границы чужие). А после и вовсе «ничего не хочу», «сам разберусь» и «сам знаю, как лучше», когда милый пухлощекий малыш превращается в ершистого подростка.

Если у родителя есть ресурс на долгие, рутинные повторения, объяснения по сто раз, то у конфликта меньше шансов разгореться огромным пламенем. Но зачастую у родителя этого ресурса нет: слово за слово – и уже обе стороны конфликта буквально рвут на себе волосы. Чтобы не обострить ситуацию, не вывести обычное бытовое столкновение интересов на уровень настоящей битвы, психологи рекомендую использовать стоп-слова.

Что это такое и для чего они нужны?

Стоп-словом называют любое слово, придуманное родителем совместно с ребенком, которое служит сигналом к передышке. Основное назначение слова, как видно из названия, – поставить конфликт на паузу, не позволить ему разрастись до бури, когда обе стороны «несет», когда уже невозможно отступить, когда уже голова не фильтрует то, что вырывается изо рта.

Как показывает опыт, стоп-слово, произнесенное серьезным, отстраненным, даже холодным тоном, заменяет целые тирады типа «Ну сколько можно – каждый раз одно и то же! Неужели так сложно быстро позавтракать и собраться в школу? Вечно ты опаздываешь! А с тобой и я!». И работает оно гораздо эффективнее, чем увещевания, наставления и открытые обвинения. Техника наиболее эффективна с дошкольниками и младшими школьниками. С подростками она не утратит своей результативности, только если Вы начали практиковать стоп-слова с детства.

Стоп-слово – это сигнал не только для ребенка, но и для взрослого. И работает оно очень просто: услышав его, другая сторона спора понимает, что точка невозврата уже близка, что ситуация выходит из-под контроля, что она неприятна другому человеку. Чтобы не оскорбить, не обидеть, не разрушить хрупкие родительско-детские отношения, нужно остановиться. Возможно, в данной ситуации уместнее обнять друг друга, пожалеть и приласкать малыша, отвлечься на хорошее («доченька, у тебя такая красивая прическа сегодня» или «здорово, что ты идешь в школу в новых туфлях – они очень модные»). Ведь конфликт – это стресс не только для вечно спешащего родителя, но и для ребенка (да, даже если кажется, что утренние мучительные сборы в школу ему в радость).

Однако есть важное замечание: стоп-слова не разрешают конфликт, а лишь не позволяют ему уйти в непродуктивное русло. Стоп-слово дает возможность сделать перерыв, а затем, собравшись с мыслями, выбрав подходящую обстановку (а не когда, к примеру, Вы опаздываете на работу), Вы вернетесь к проблеме. Ее нужно проговорить, выслушать обе стороны, узнать о чувствах участников спора и прийти к аргументированному решению, приемлемому для всех.

Поэтому, вводя стоп-слова, важно объяснить ребенку, что негативные чувства так же нормальны, как и позитивные, что их испытывают все взрослые и дети, но они причиняют другому человеку много боли. Если ребенок маленький, то конфликтные ситуации и негативные эмоции можно обсуждать на знакомом ему материале: мультфильмах, сказках, ситуациях с другими детьми в детском саду или на игровой площадке.

Таким образом, стоп-слова выполняют несколько важных функций:

Помогают поддерживать хорошие отношения в семье.

Позволяют найти общий язык, стать ближе, «роднее» – без срывов, криков и оскорблений.

Помогают родителям сохранить свой ресурс: ресурсные родители – залог спокойствия в семье, легкого преодоления всех сложных ситуаций.

А еще использование стоп-слов – правильный пример для ребенка, как вести себя в конфликтных ситуациях в будущем, уже «вне родителей»: со сверстниками, взрослыми, своими детьми.

Как подобрать стоп-слово?

Здесь важны три момента:

1. Стоп-словом может быть любое слово – например, «апельсин», «красный», «собака» или «огонь». Кстати, можно придумать свое слово – то, о котором знает только мама и дочка, к примеру. Свой «язык» сближает.

2. Стоп-слово обязательно выбирают вместе с ребенком. Оно должно соответствовать его возрасту, быть ему понятным, легко воспроизводиться. То же самое можно сказать и про взрослого. Например, слово «квинтэссенция» не под силу большинству семилеток (его сложно и произнести, и запомнить), а слово «копатыч» (герой «Смешариков») создаст проблему для родителей, если они, конечно, не поклонники необычных круглых животных.

3. Нужно обсудить с ребенком все ситуации, когда можно использовать стоп-слово. Если «кидаться» им налево и направо, то его ценность улетучится: стоп-слово не сможет выполнять свою прямую функцию. Согласитесь, что в ситуации накала страстей, когда назревает скандал, например, из-за отказа делать домашнее задание, стоп-слово использовать можно, а в ситуации, когда ребенку срочно нужна помощь доктора (даже если он не хочет, боится и прочее), оно не будет уместно.

Как правильно использовать стоп-слова?

Ребенок и родитель точно знают, что подразумевает стоп-слово (остановись, возьми паузу, «выйди» из конфликта).

Ребенок знает, какие ограничения накладывает неследование стоп-слову. Кстати, психологи советуют наказывать не плохим, а отказом от хорошего. Не стоит пугать детей ремнем или бабайкой – лучше отказаться от похода в кино, запланированного на выходной, мороженого или вечернего просмотра мультфильмов.

И ребенок, и родитель используют стоп-слова только по назначению, то есть не разбрасываются ими, а применяют лишь в конфликтной ситуации.

Обратите внимание, что использование сигнальных слов – не новая для психологии техника. Например, для обозначения опасности психологи также рекомендуют родителям и детям выбрать отдельное слово. Услышав его, родитель точно знает: нужно прийти на помощь.

Мысли вслух